Недавно я испытала эстетический шок, так я называю свою реакцию на красоту со смыслом. В норвежском городе Осло, около Нобелевского центра мира, заметила необычное граффити. Неказистая стена поначалу была пустой ширмой и выполняла единственную миссию – прикрывала строительство нового Национального музея. В мае она превратилась в уличную галерею. На ней появился арт – «Unknown Numbers», посвященный свободе слова.
Художники Dler Qaradaki, он, кстати, беженец из Ирака, и Johannes Hoile метафорично изобразили войну, насилие в семье, нетерпимость разных видов, социальные стереотипы и ожидания, притеснения свободы вероисповедания, политического выбора, а главное – журналистов, которые поднимали эти проблемы в своих текстах и пострадали в борьбе за свободу слова.
И знаете, что я искренне могу признать? Это круче всех местных и заезжих выставок, театров и кино, что мне попадались в последнее время. Это открытое. Бесплатное. Умное искусство. И мне повезло, что я это увидела – работа художников «провисит» на этой стене только до весны 2017.
И вот идешь после этого по нашему мрачному Архангельску, где граффити – это обычно набор абстракций пера школьника, что, впрочем, еще не так плохо, как матерная наскальная живопись без особой художественной обработки. Идешь и думаешь – а где наш умный уличный арт? Почему бы нашим художникам такие ширмы, да и просто жуткие серые стены в Архангельске и по области не «раскрашивать»? И вспоминается тут же абсурдный эпизод про сказочную трансформаторную будку.
Художник Александр Менухов, более известный своим творчеством в других городах, благодаря проекту «Яркий город», пару лет назад нарисовал на северодвинской будке в Сквере Ветеранов авторские иллюстрации по сюжетам сказок нашего земляка Степана Писахова. При этом он прошел бюрократический коридор – «картинки» были согласованы, а краска даже оплачена Управлением культуры администрации Северодвинска. Александр работал за идею. В итоге получилась как раз та самая умная красота. Многие ли уличные рисовальщики продвигают местные бренды и культуру? Однако владельцы будки это не оценили, в итоге закрасили Писахова... коричневой краской. Как и не было сказки.
И моя реакция на такой расклад – снова шок, только он уже не эстетический. Лучше будем решать какой памятник нельзя ставить, лучше будем решать, какое граффити необходимо закрасить, а что предложить, чтобы город ожил, кого поддержать, чтобы улицы преобразились – таких реплик очень мало.
Абсурд достигнет апогея, когда какого-нибудь архангельского художника попросят оформить ширму для прикрытия ветхого жилья. Вот тогда талант пригодится.
Елена Ионайтис окончила САФУ имени М. В. Ломоносова по двум направлениям – «журналистика» и «филология». С профессиональными интересами определилась, работая в «Газете Архангельск», где писала о медицине, экологии, экономике и бизнесе, краеведении Архангельской области, международной политике, северной культуре, доступности социальной среды и на другие темы. Особенно абсурдные ситуации из жизни Елена иллюстрирует в своих публикациях авторскими зарисовками, чаще всего ироничными.
Фото: Фото Елены Ионайтис и из сообщества «Фестиваль ТАЙБОЛА. Бесконечное путешествие 2016»/Vk.com