Переправа на Кего снова в центре внимания: на днях «дорогу жизни», связывающую острова с центром Архангельска, повредило попавшее в ледовый затор судно. Его вытащили буксиром, на переправе поставили новые мостки с перилами. Но фотографии людей на испорченной переправе все равно появились в соцсетях с возмущенными комментариями. Людей можно понять: четыре часа простоять на холоде, пока специалисты возились с переправой, удовольствие сомнительное. 29.ru решил испытать качество обновленной переправы на себе.
Три километра пути от Архангельска до левого берега прошли с жительницей Кегострова Натальей Ивановной. 63-летняя женщина бодро идет по занесенной поземкой дороге и удивляется.
– Проверять-то надо по весне, когда всё тает. Помню, в марте раньше пакеты на ноги намотаешь, чтоб не мокли, и бежишь, вода выше щиколотки поднимается. Калоши-то тут не спасут. А сейчас всё хорошо, зима же, – рассказывает северянка.
И правда, переправа не выглядит хлипкой: доски настелены, как полагается, перила на протоках стоят с обеих сторон. Другое дело, что ночью здесь легко заблудиться, особенно в метель, когда неширокую дорожку заметает поземка. Три года назад Наталья сама оказалась в такой ситуации: спустилась с правого берега и в темноте потеряла тропинку. Едва не ушла на Хабарку.
В этом же году хотя бы есть фонари на столбах, пусть и стоят они довольно далеко друг от друга. По словам жителей, несколько лет назад не было и этого. Да и сейчас лампы горят не всегда.
Немало хлопот на крепком зимнике доставила метель. Если центр Архангельска утопал в снегу, что говорить об окраинах? Переправу в принципе никто не чистит. Ее просто утаптывают те, кому понадобилось попасть с одного берега на другой. Другого выхода у людей нет.
Оберег от ледяной каши
На помощь заблудившимся и провалившимся приходят спасатели. Шесть человек работают в три смены сутки через двое всё время, пока открыта переправа. Николай Сорокин стережет ледяную дорогу на Кего уже третий год.
– Каждый день в 7:30 отправляем в единую диспетчерскую службу всю информацию по толщине льда, форс-мажорам и прочему. Сегодня, например, лед 55 сантиметров. Учитывая, что при толщине в 20 сантиметров может проезжать машина весом три тонны, сами понимаете, люди точно пройдут. Сейчас смело можно восьмитонки пускать, – поясняет Николай.
Про недавний форс-мажор с застрявшим судном сотрудники переправы говорят с удивлением: такой ажиотаж вокруг ситуации, активность СМИ и обсуждение в соцсетях они не понимают. Конечно, люди замерзли и устали, но не пускать же их было вплавь?
Немало хлопот доставляют те, кто решает срезать путь. В прошлом году переправа начиналась у Гостиных дворов. От них жителям Кего и до автобусной остановки было ближе, и до почты. В этом году «дорогу жизни» сдвинули чуть правее, ближе к площади Мира и Вечному огню. Но люди по привычке ходят старыми тропами, где нет ни ограждений, ни фонарей. Да и снежные завалы там побольше. Чуть левее нелегальной тропинки находится канализационная труба, благодаря которой Северная Двина в том участке не замерзает, а лед рядом непрочен.
Канатка решит все проблемы?
Зимник – дело хорошее, но недолговечное. Весной для 3,5 тысяч жителей Кегострова наступает страшное время: спецтранспорт пока ходить не может, и люди вынуждены принудительно купаться в ледяной Северной Двине. Весенние сильные ветра с нагоном воды – явление постоянное.
Решить вопрос, по крайней мере, для пеших северян, могла бы канатная дорога. Но разговоры о ней вечны, как беседы о подорожании билетов в архангельских автобусах, с тем лишь отличием, что стоимость проезда обязательно возрастет в отличие от появления жизненно необходимой канатки.
Учитывая, что зимняя переправа ежегодно обходится администрации Архангельска в пару миллионов рублей, создание канатки, которая могла бы стать и одним из брендов столицы Поморья, серьезно сократило бы расходы. Но ни бизнес, ни чиновники вкладываться в проект не считают нужным. Между тем в САФУ уже есть готовые схемы не только для Кего, но и для Бревенника с Хабаркой.
Идею канатной дороги уже реализовали в Нижнем Новгороде. Самая длинная в Европе – около четырех километров – переправа открылась в 2012 году. Общая сумма вложений составила 950 млн рублей, половина из них – заемные средства. Правда, о прибыльности говорить не приходится: задолженность по кредиту, выданному на строительство, на 2015 год составила 348 млн рублей. Может быть, именно это отпугивает архангельских бизнесменов – страх остаться в долгах?
Фото: Фото Сергея Сюрина и автора