В постоянной экспозиции Северного морского музея появилась палубная доска парусно-моторной шхуны «Ломоносов» Совторгфлота. На хранение экспонат был передан поисковой группой ученого, краеведа Анатолия Каранина.
Само судно было приобретено царским правительством в Норвегии для поисков в 1913-1914 годах пропавших арктических экспедиций Русанова, Брусилова и Седова. Правда, самые известные страницы своей истории оно пережило под иным названием – «Эклипс». «Эклипс» был построен в Абердине (морской порт в Шотландии) в 1867 году, это был барк, предназначавшийся для китобойного промысла, поэтому корпус сделали из дуба. Позже барк был продан в Норвегию, а потом – в Россию. Во время зимовки 1914-1915 годов на Таймыре команда барка встретилась с экспедицией Вилькицкого на «Таймыре» и «Вайгаче», и осенью 1915 года все три судна пришли в Архангельск. Затем «Эклипс» вошел в состав флотилии Северного Ледовитого океана как вспомогательное судно, а в 1918 году в результате пожара затонул.
Подняли его в 1928 году. Во время ремонта прямое парусное вооружение переменили на косое, отчего барк превратился в шхуну. Тогда же он получил и новое имя – «Ломоносов». Судно эксплуатировалось на зверобойных промыслах.
К началу Великой Отечественной «Ломоносов» находился в отстое. В 1942 году судно стояло у деревянного моста в районе 21-го лесозавода, там, где Соломбалка впадает в Маймаксанский рукав Двины. Попаданием бомбы «Ломоносов» получил пробоину, но не затонул, а сел на грунт разбитой кормой. Поднимали его зимой 1963 года. Поначалу судно решили отвести к Мудьюгу и там оставить, потом планы менялись несколько раз, в итоге его потащили не Маймаксанским, а Мурманским рукавом. Прошли деревню Чекаминка, и тут судно на понтонах хватило мели. И тут был отдан приказ: буксир отправить в город, отстропить понтоны и вытащить стропы из-под корпуса. «Ломоносов» так и остался между деревнями Чекаминка и Красное.
Фото: Фото предоставлены Северным морским музеем