Всего в 22 километрах от Плесецка находится некогда оживленный поселок Пуксоозеро. В 1930-е здесь располагалось управление Мехреньгского исправительно-трудового лагеря, чуть позже был построен целлюлозный завод, работало депо. 90-е ударили по рабочему поселку: закрылись градообразующие предприятия, детсады, школа, медучреждение. Людям стало негде работать.
Из безнадеги хотят вырваться все, но где взять денег? Ставшее в 2013 году сельским населенным пунктом Пуксоозеро превратилось в прибежище бывших осужденных и тех, кто просто не успел уехать.Сейчас немногочисленные жители – около 100 человек – трудятся в интернате для престарелых и в немногочисленных магазинах. Но у некоторых есть шанс. Благодаря федеральной целевой программе «Жилище» часть жителей поселка получила сертификаты и смогла приобрести драгоценные квадратные метры в других, более оживленных, населенных пунктах. Повезло, увы, не всем.
76-летняя Зинаида Павловна Паршина и 55-летняя Наталья Сергеевна Котова по-прежнему выживают здесь, в стареньких, продуваемых всеми ветрами деревяшках. За водой женщины ходят на колонку за несколько километров от дома. Жидкость – грязная: после того, как в 2013 году была разрушена водонапорная башня, чистой воды жители не видят. Если заболеешь, приходится идти на маршрутку до Плесецка, которая пока еще ездит: маршрут хотели сократить как невостребованный. Не живем, а выживаем – так говорят пенсионерки о своем существовании.
Единственная надежда – сертификаты. Их женщины должны были получить в 2017-м, но то ли сложная экономическая ситуация в стране, то ли бюрократическая ошибка, но бабушки по-прежнему остаются в Пуксоозере.
– Жителям поселка, не имевшим в собственности недвижимости, от УФСИН были обещаны сертификаты для покупки жилья в ближайших райцентрах. В течении последних пяти лет эти сертификаты выдавались по очереди. Получатели сертификатов делились на две части: те, кто не имел жилья в собственности, и те, кто недавно продал жилье. Последние получали отсрочку в получении сертификата: с даты продажи недвижимости на пять лет. У меня в свое время была квартира в Плесецке, мы, не из-за сертификата – тогда же еще не знали дадут – не дадут, продали ее. Вскоре нам пришел отказ – дескать, специально от квартиры избавились, чтоб получить сертификат, из-за этого нас отодвинули на пять лет. Кого-то на три, кто также сделал. Мы каждый год ездили, отмечались, что, слава Богу, живы-здоровы и ждем. Прошло пять лет. Перед Новым годом девушка звонит: срочно, вы должны приехать к нам, написать заявление, 100% получаете сертификат в 2017-м. Вы в списке, – рассказывает Наталья Сергеевна.
И вдруг чиновники все переиграли: по словам местных жителей, вместо 80 на поселок пришло всего 19 наборов документов. Тем, кто не попал в счастливое число, пришлось встать в общую очередь на получение сертификатов. Успеют ли женщины получить их – неизвестно.
По сертификату Котовой положено около миллиона. Понятно, рассчитывать приобрести недвижимость на эти деньги наивно, но в резко подешевевшем Савинске вполне можно купить неплохое жилье. Вопрос в том, когда придет драгоценный сертификат. Мы отправили запрос в региональный УФСИН в надежде получить пояснения по ситуации.
Но бумажная канитель – дело долгое. А сейчас бабушки выживают без врачей и даже участкового и искренне надеются: сертификат придет. Они не сидят сложа руки: пишут обращения, родственники помогли создать петицию, которую они отправят в региональный УФСИН, Федеральную службу исполнения наказаний и, по традиции всех обиженных властью, президенту.
Фото: Фото сообщества «Пуксоозеро»/Vk.com