Худенькая женщина в зале городской администрации гневно спрашивает у руководителя департамента, ответственного за все аварийки этого забытого властями и богом города, доколе ей и трем детям жить в доме с провалившимся полом. И с канализацией в деревянной развалюхе беда – фекалии стекают под здание, миазмы отравляют жизнь. Один ребенок – инвалид, оставшиеся двое часто болеют простудами из-за вечного сквозняка. Чиновник, как обычно, обещает разобраться, но все всё прекрасно понимают: у него таких обращений десятки.
После встречи чиновников и населения нахожу в толпе задававшую вопросы даму. Думаю, может, сделаем с ней материал, обычно горадмин на фотографии откровенного ужаса быстро реагирует, ну хоть как-то поможем. Во время беседы желание принять участие в жизни многодетной семьи исчезает.
– Я в этом доме выросла, квартира родителей, они уж умерли. Ну да, не вчера разваливаться стала наша «деревяшка». Как так вышло, что с тремя детьми одна? Ну хотелось большую семью, а мужики как-то не задерживались, – охотно отвечает северянка.
История простая: родила от трех разных кавалеров, а дети в итоге отцам оказались не нужны, алименты платят только двое. Так и живет в жутких условиях, работает на малооплачиваемой работе – кому нужен сотрудник с вечными больничными. Пытается, конечно, бороться, куда-то пишет, на встречи ходит. Но особого прока нет. Осуждать нельзя, понять невозможно.
Чуть позже верующие стали по храмам и приходам собирать подписи под обращением против абортов. Снова эти обсуждения, аргументы за, против, споры, искусственное прерывание беременности вообще популистская тема. А мне сразу эта женщина вспомнилась. Язык бы не повернулся кинуть в нее словесный камень, вздумай она пойти на чистку. Убийство – грех, но заранее обрекать живых на страдания – разве грех не меньший? Когда нет денег на нормальное жилье и возможность дать образование детям – зачем создавать большую семью?
Да, полетят в меня сейчас гроздья гнева и упреки в том, что сама пока что без детей и не понимаю. И те, кто так скажут, будут правы. Не понимаю и вряд ли пойму. Надо быть в ответе за тех, кого приручил, родил и так далее – не только в краткосрочной перспективе (не сомневаюсь, что у моей героини малыши одеты, обуты, сыты), но и при долгом планировании.
Евгения Рачеева. Родилась в 1990 году в городе Южно-Сахалинске. Окончила факультет филологии и журналистики Северного (Арктического) федерального университета имени М. В. Ломоносова. Работала в пресс-службах САФУ, региональных УМВД и УФСИН. Месяц провела в Арктике вместе с плавучим университетом – 2014. Увлекается спортом, чтением книг и кулинарией.
Фото: Фото Сергея Сюрина, Юлии Циветы