Прогресс медленно, но верно приходит в Архангельск. Так, дело по установке платных водоколонок с подогревом, начатое еще в 2015-м, продолжится вплоть до 2019 года. Муниципальные предприятия «Водоканал» и «Водоочистка» планируют замену 350 водоразборных колонок на автоматизированные. Где именно появятся умные машины, для кого они предназначены и сколько на это потратит город, узнал журналист 29.ru.
Один из способов решения проблемы роста тарифов на воду – оснащение водоразборных колонок системами ограничения доступа. На это, по данным, опубликованным на сайте Госзакупок, будет потрачено более 20 миллионов рублей. Как пояснили в департаменте городского хозяйства администрации Архангельска, в этом году планируется переоборудовать пять колонок на Ленинградском проспекте, улицах Октябрьской, Дачной и Терехина. 48 колонок заменят в часто страдающей долгими отключениями воды Маймаксе. Кроме того, 31 колонка будет переоборудована на острове Бревенник и 29 лесозаводе.
Судя по техническим характеристикам, у чудо-техники есть шансы прослужить подольше. Колонки выдерживают перепады температур от -45 до +40 °С. При похолодании будет работать система обогрева. Кроме того, АВК оснащены антивандальным корпусом и оперативной передачей сигнализации. Она заработает при пропадании воды или электроэнергии, понижения температуры внутри корпуса ниже 0°С и неисправности модуля управления.
– По существу, это не платная АВК, но только для тех потребителей для которых она предназначена. Таким потребителям будут выданы бесплатные индивидуальные электронные ключи – бесконтактные пластиковые карты технологии MiFare plus 1-4К, защищенные от копирования. Расчет платы для таких потребителей будет производиться, как и в настоящее время, по нормативу – 20 литров в сутки на 1-го потребителя – речь идет о нормативе потребления коммунальных услуг жителей Архангельска, утвержденных в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 354 от шестого мая 2011 года. Остальные потребители также могут воспользоваться АВК, но в этом случае таким потребителям необходимо будет заключить соответствующий договор, предусматривающий как предоплату объемов воды, так и постоплату по факту пользования, – пояснил 29.ru и.о. директора департамента городского хозяйства Архангельска Дмитрий Воеводкин.
Правда, в «Водоканале» сомневаются, что жителям домов с централизованным водоснабжением имеет смысл заключать дополнительные соглашения и получать электронные ключи. В случае прорыва тысячника или любой другой аварии все равно будет организован подвоз воды, который, кстати, в этом году тоже изменится.
– Право на получение воды через колонку имеют жители домов без централизованного водоснабжения. Действительно, это и контроль, и учет той воды, что у нас потребляется, и сокращение потерь. Тем, кто живет в квартире с подведенной водой, все же, наверное, не целесообразно заключать договор на получение данной услуги. Тем более, на случай аварий, в этом году появится дополнительная система обеспечения населения водой: если происходит авария, будем устанавливать кубовые емкости с водой, которые будут регулярно наполнятся водой. То есть не придется ждать подвоза воды, а можно сходить с канистрой за водой по необходимости без всяких ключей. Емкости уже закуплены, – рассказал помощник директора «Водоканала» Сергей Пономарев.
Напомним, идея установки платных колонок обсуждалась еще при Викторе Павленко. В 2012-м он поручил «Водоканалу» разработать план установки новых водорозаборных колонок, обслуживающих неблагоустроенный жилфонд. Одна из причин такой инициативы – необходимость в экономии. Норматив, установленный в 1994 году, предусматривает расходование 600 литров воды на человека в месяц, однако по факту цифра оказывалась больше. Свободный доступ к колонке привлекает жителей частного жилфонда и дачников, которые приезжают на автотранспорте с канистрами и бидонами и бесплатно набирают воду. Многие колонки используются владельцами автотранспорта в качестве бесплатных автомоек. Привлекают колонки и бомжей. Фактически, подобные действия можно расценивать как кражу, отмечают в городской администрации.
Отметим, «Водоканал» продолжает вести переговоры с потенциальным концессионером. Он должен сделать муниципальное предприятие более эффективным. В частности, от него ждут сокращений водопотери на сетях примерно на 30%. Сейчас водопотери превышают 50%.
С 1 июля 2016 года в областном центре цена за один кубометр холодной воды выросла с 25 рублей 45 копеек до 26 рублей 64 копеек. В дальнейшем его будет рассчитывать предприятие, в управление которому перейдёт «Водоканал» по итогам конкурса на право заключения концессионного соглашения. Огласить результаты концессионного конкурса должны до конца текущего года. Впрочем, эффективным и неубыточным «Водоканал» должен был стать еще несколько лет назад, когда получил кредит в размере десяти миллионов евро от Европейского банка реконструкции и развития и восемь миллионов евро гранта партнерства «Северное измерение». Эти деньги руководство предприятия должно было потратить на модернизацию системы водоснабжения и водоотведения города, но, судя по всему, на обновления была потрачена лишь малая часть полученных средств.
– В результате реконструкции архангельский «Водоканал» должен стать одним из лучших на Северо-Западе. «Водоканал» станет своеобразной визитной карточкой Архангельска, – говорил в далеком 2006 году экс-директор «Водоканала» Владимир Гармашов.
Как видим, пока еще нет, хоть новое руководство предприятия и делает определенные усилия, чтобы решить хотя бы малую часть проблем, но в нынешних условиях это непросто.
– В 2016 году мы вступили в состоянии банкротства, иными словами, паралича, когда глаза видят, уши слышат, а пошевелить руками и ногами не можешь. Аварийным бригадам выезжать на линию для устранения накопившихся с начала зимы повреждений было не на чем. В такой ситуации решение – «дайте денег, а потом разберемся», не работает. Сначала необходимо разобраться, определить стратегию выхода из сложившегося положения, реальную, а не из серии «прилетят инопланетяне…», обосновать, а потом приступать к действию. Очевидно, что проблему надо решать в корне, а не бороться с последствиями. Корень проблем Водоканала заключается в том, что хозяйство надо незамедлительно приводить в порядок, – пояснил в феврале прошлого года директор МУП «Водоканал» Эдуард Смелов.
Фото: Фото пресс-службы администрации Архангельска