Фольклористы Архангельской области бьют тревогу: сфера изучения и сохранения фольклора уже несколько лет находится в тяжелом положении, а область семимильными шагами идет к потере аутентичности своей культуры. Ситуацию решили срочно исправлять – группа ученых-фольклористов готовит обращение к губернатору Архангельской области Игорю Орлову.
«Ситуация катастрофическая»
К фольклористам Поморья при подготовке записки в правительство присоединились столичные эксперты: представители Института русской литературы РАН, Государственного центра русского фольклора и Российского фольклорного союза и другие. Работу над запиской возглавила профессор, директор Центра изучения традиционной культуры Европейского Севера САФУ Наталья Дранникова.
Авторы документа хотят разработать и внедрить целевую программу сохранения и изучения нематериального культурного наследия. Идея обратить внимание губернатора на назревшую в научной среде фольклористов проблему возникла после многолетних попыток добиться помощи в министерстве культуры.
– Фольклор всегда был визитной карточкой Архангельской области, но сегодня системной работы с ним нет. Это приводит к разрушению механизмов трансляции традиционного культурного опыта на уровне области, в отсутствии системного фольклористического образования в школах, колледжах и других учебных заведениях Архангельской области, в недостаточной профессиональной квалификации людей, которые работают в данной сфере, – рассказывает Наталья Дранникова.
При этом она отмечает, что такая ситуация сложилась конкретно в нашей области – у соседей методическая работа с фольклором налажена, образцовой в этом отношении является Вологодская область. У нас же такая работа на должном уровне не ведется даже в рамках небольших учреждений культуры. Руководитель театра фольклора «Радеюшка» Зинаида Попова рассказывает, что у Дома народного творчества, к которому принадлежит ее коллектив, нет методиста по фольклору, что порой не позволяет правильно организовать работу всех народных коллективов.
По словам филолога Надежды Волковой, которая в студенческие годы занималась изучение фольклора, сохранение традиций северной культуры важно для северной самоидентификации. Но доказать чиновникам это сложно.
– Я занималась сбором материала и изучением фольклора деревень Зимнего берега Белого моря, а позже – родного острова Пустошь. Конечно, эта сфера находится в тяжелом состоянии. Все труднее найти деньги на экспедиции, публикации – на всё. Помню, каких титанических трудов это стоило Наталье Васильевне (Дранниковой, инициатору обращения к губернатору. – Прим. ред.), через что приходится ей продираться каждый год, чтобы куда-то вывезти студентов. А что можно собрать в той же двухнедельной экспедиции? Конечно, по максимуму работа идет, но это же огромные пласты, которые раз за разом нужно поднимать, а о возвращении студентов туда снова и снова речи не идёт. За свой счет в такие районы тоже не наездишься. А ведь люди, которые много могут рассказать, уходят каждый год. Поэтому я считаю, что у нас с этим ситуация катастрофическая и удручающая. И держится только на настоящих энтузиастах и борцах за это дело, – прокомментировала Надежда Волкова.
Анастасия Чепиль, в студенческие годы также занимавшаяся исследованием фольклора на базе САФУ, озвучивает еще одну причину, почему фольклор стоит поддержать, – культуре Европейского Севера удалось сохранить многие редкие формы фольклора, утраченные в других местах.
– Такого запаса именно знаний о традиционной культуре нет даже в некоторых европейских странах, так что опыт Севера можно считать уникальным. Но носители этого материала не вечны, утратив их, мы утратим часть особенной северной самоидентификации, поэтому сохранять и исследовать традицию очень важно. На этом материале мы можем не только поддерживать локальную северную идентичность, но и выстраивать впоследствии туристические бренды, – рассказала Анастасия Чепиль.
«Чтобы получить поддержку, надо быть правильным»
Нельзя сказать, что работа над сохранением народного творчества на Севере стоит на месте. Спасает проектная деятельность и энтузиазм самих фольклористов-практиков. Так, например, в Карпогорах задуман проект «Пинега – колыбель сказок», направленный на сохранение устного народного творчества. Большим прорывом в этом деле можно считать открытие Музея эпического наследия «В начале было слово». Его создали на базе Кенозерского национального парка, музей успешно работает с августа 2016 года. Здесь собран уникальный фонд кенозерских аудио-, видеозаписей 1950–1990-х годов, записано свыше 3000 произведений устного народного творчества, из них 349 былинных текстов. Для Архангельской области на данном этапе это самая успешная попытка популяризировать фольклорное направление. Однако создание и работа столь важного для сохранения северной культуры объекта инициированы самим парком – выиграли грант.
–·Ничего похожего на наш музей в России нет. Там собрана огромнейшая база фольклорных материалов, записанных 80 экспедициями на разных территориях. Весь этот материал сами искали, отбирали и оцифровывали. Это полностью проект национального парка. Мы выиграли грант от Министерства природных ресурсов и экологии РФ. Здесь мы представляем только Кенозеро. Хотя я глубоко убеждена, что наш музей может стать некой моделью для музея, который нужно создать в Архангельской области. Наш музей звучащий: там и тачскрины, и медиастол. Это абсолютно современная подача, – рассказывает начальник отдела изучения и интерпретации историко-культурного наследия Кенозерского национального парка Марина Мелютина.
Еще один крупный проект парка – «Фестиваль традиционных знаний» – проводится уже больше пяти лет. Его основная идея – столкнуть традицию культуры с современностью. Это фестиваль проходит при финансовой поддержке областного министерства культуры.
– У нас еще в советские годы был замечательный фестиваль «Жемчужина Русского Севера». Могу сказать, что тогда фольклор действительно поддерживался. Сейчас это размытая на уровне области тема, – поделилась мнением Марина Мелютина.
Трепетно к вопросу сохранения народного творчества относятся и мастера декоративно-прикладного искусства. Правда, для них в большинстве случаев стоит вопрос не столько сохранения северной культуры, сколько правильного ее вплетения в современный контекст.
Преподаватель спецдисциплин Архангельского педагогического колледжа, художник и резчик по дереву Кирилл Старицын акцентирует внимание на том, что сохранение традиций в его сфере деятельности возможно, если ремесленники, опирающиеся на традицию в искусстве, будут открыты новым технологиям.
– Ремесленники обижены на то, что у них нет повального признания, но они чаще всего не пускают в свое ремесло дизайнеров или менеджеров, которые смогут подсказать, как использовать новые веяния, разбираются в трендах, которые до нас дойдут только лет через пять. Только совместными усилиями можно сделать что-то современное и сохранить традиции. Что касается нашего министерства, то здесь, чтобы получить поддержку, очень важно сделать видимость того, что твоя работа на правильную тему. Такие темы у нас периодически находятся: то Арктика, то поморы. Это как раньше, если ты нарисуешь несколько «Лениных» – у тебя все будет хорошо. Так и сейчас, – прокомментировал Кирилл. – При таком подходе речи о том, чтобы сосредоточиться на полной аутентичности северной культуры не идет, зато возможно оживить ее и привлечь молодые кадры, которые подошли бы к изучению северной культуры по-новому.
Отметим, что сейчас изучением и сохранением фольклора Архангельской области занимаются сразу несколько организаций: это и Центр изучения традиционной культуры Европейского Севера САФУ, Государственный академический Северный русский народный хор, взрослые и детские фольклорные коллективы, клубы традиционной народной культуры, культурные центры муниципальных образований. Авторы аналитической записки считают, что, несмотря на такое разнообразие, работа не спорится из-за отсутствия методической поддержки тех, кто непосредственно занимается сбором культурного наследия.
Фото: Сергей Сюрин