В Архангельской области завершился поиск предполагаемого захоронения преподобного Лонгина Коряжемского. Полевые работы проводились геофизическим методом. О первых результатах исследования накануне представители Архангельского епархиального управления сообщили журналистам.
Работы проводились на территории бывшего Коряжемского Николаевского монастыря (сейчас административный центр Котласской епархии). Это первый проект, который был реализован епархией совместно с сотрудниками археологии РАН и общественниками. Инициатор и идейный вдохновитель проекта – фонд «Император». Организатор поисков – ассоциация «Северное информационное агентство», победившая в открытом конкурсе по предоставлению грантов.
В феврале 2017 года Министерство культуры РФ выдало археологу Алексею Беличенко «открытый лист», который давал разрешение на проведение работ. Дело в том, что священникам запрещено заниматься археологией самостоятельно.
– Возникла мысль свести интересы верующих и священства, которые решают одну проблему. Она состоит в том, что церковное наследие было демонстративно уничтожено советской властью, и оно не возвращается. В реставрацию храмов вкладываются хоть какие-то деньги, а в поиски мощей святых – нет, – рассказал секретарь попечительского совета фонда сохранения исторического наследия «Император» Владимир Станулевич.
Исследователи нашли предполагаемые места захоронений, их несколько, но пока точно не известно, чьи это именно останки. Срок окончания работ по плану – первое июля текущего года. Тогда ситуация и прояснится.
По словам представителей церкви, поиск мощей святого оправдан угрозой их уничтожения в связи с коммунальными работами, проводящимися в предполагаемом месте захоронения. Кроме того, как показывает опыт, количество паломников и туристов в монастыри и храмы после перенесения туда святых мощей увеличивается в десятки и даже сотни раз. Это является важным фактором не только духовного возрождения, но и социально-экономического развития региона.
– В первые века, когда церковь еще претерпевала гонения, даже литургия совершалась на останках мощей. Эта традиция сохраняется в церкви и до нынешних времен. Это религиозно-нравственное воздействие на душу верующего человека. На нашем опыте мы тоже знаем, какую укрепляющую помощь дают мощи, которая очень важна для монашеского дела. Если мы говорим о духовном возрождении в целом нашего края, очень важно разработать модель взаимодействия общества и церкви – сказал заместитель председателя комиссии Архангельской митрополии по канонизации святых игумен Варлаам (Дульский).
В Архангельской епархии отмечают, что этот проект по созданию модели взаимодействия между церковью, государством, обществом и научной средой, по поиску утраченных мощей святых – первый.
– Цель проекта – не только поиск захоронения, но и создание инструкции, в которой будет указано, куда идти епархиям, министерствам культур региона, федераций, – прокомментировал Владимир Станулевич . Тираж этой инструкции, предположительно, будет составлять 1000 экземпляров. На 12 страницах будет изложены рекомендации по взаимодействию епархии с государством и научным сообществом.
По информации представителей церкви, в истории были случаи, когда мощи святых оказывали целебные воздействия. До революции существовали книги учета исцеления по молитвам Антония Сийского. По словам игумена Варлаама, зафиксировано около 23-х случаев исцеления от тяжелых болезней.
Фото: Фото авторов