Уже традиционно в июне Архангельск принимает музыкантов разных жанров и поколений на фестивале под открытым небом – «МОСТ». Пока одни команды общались с аудиторией на языке нот и рифм, мы за кулисами вели дискуссии с другими артистами – о новых кумирах и популярных течениях, о гражданской активности рок-героев нашего времени, о поисках смысла жизни, любви и, конечно, о нашем городе.
О комарах, ливнях и музыке Севера
Вокалист группы Animal Jazz Александр Красовицкий в нашем городе с выступлениями бывал много раз и сделал свой главный вывод: до северян с первых песен не достучаться, к ним нужен особый подход.
– В Архангельске живут суровые люди, их надо раскачивать, как показывает личное наблюдение, только к пятой песне они начинают по-настоящему оттаивать. Поэтому тут надо быть максимально открытым, вести себя со зрителем по-человечески, по-доброму, и тогда связь постепенно наладится. Мы с удовольствием присоединились к «МОСТу», его организаторы – самые любимые в вашем городе. Люди с душой относятся к тому, что делают. А за это можно простить все, что угодно – архангельских комаров, дожди и прочее.
Фронтмен команды «Пилот» Илья Черт считает, что на Севере не только по-другому слушают, но и делают музыку иначе.
– Знаете, чем дальше на Север, тем более востребована тяжелая и интеллектуальная музыка. А чем дальше на юг, тем мелодии легче, в итоге они превращаются в диско, ска и регги, а песни, как правило, исключительно эротического содержания. Так что можно сказать, что в Архангельске сохраняются брутальные традиции.
О политике на матах
Некоторые музыканты долго не думают, когда их спрашиваешь о политике: отвечают через мат, что им, мягко говоря, это не нужно, так сказал нам лидер панк-группы из Нижнего Новгорода. F.P.G. Антон Павлов - лаконично, нецензурно и без ремарок. Другие команды объясняют, что не понимают сами, что сегодня происходит в стране, и потому прийти публично к конкретным взглядам – опасно для их репутации.
– Наша группа – вне политики, – говорит фронтмен группы Znaki Алексей Юзленко. – Да, сегодня существуют партия власти и ее оппозиция. Но я бы не стал придерживаться какого-то одного конкретного вектора. В свое время Ленин считался героем. Сталин – тоже. Потом они стали отрицательными персонажами. А сегодня – и вовсе непонятно кем. Все меняется, каждый день, и то, что сегодня все подхватывают как истину, – не факт, что будет истиной завтра. И мне не интересно за кого-то сегодня впрягаться, чтобы завтра меня оплевали. Лучше отвечать за то, что ты сам делаешь, в моем случае – за песни. И лучше за них получить по морде, чем за чужие идеи какого-нибудь депутата или чиновника, что из моих налогов получает зарплату, а завтра меня посадит в тюрьму.
– Вы говорите, что сегодня панк-рок-движение не вовлечено так в политику, как в былые годы, – обращается к нам Дмитрий Спирин, вокалист группы «Тараканы». – Но мне кажется, что есть и сегодня команды, которые в своем творчестве активно реагируют на какие-то негативные моменты действительности. В начале девяностых неформалы протестовали у Белого дома, а куда сегодня-то выходить? Общая тенденция такова: рок перестал быть музыкой острой, перестал быть музыкой, привлекающей большие массы людей молодых, юных, озорных и борзых. И не так много новых и заметных, интересных музыкантов рождает теперь этот жанр. У протестующих и рефлексирующих теперь своя музыка. И в основном это хип-хоп сцена.
О «гопниках» новой волны
– Рэп – это направление, которое в первую очередь имеет дело со словом. Я не из тех меломанов, что постоянно ищут для себя что-то новое, мне хватает старых кумиров – которые образовались и сформировались в конце девяностых годов, – говорит Дмитрий Спирин, вокалист группы «Тараканы». – То есть я в силу возраста перестал быть любопытным, и не слушаю новых звезд рэп-направления, но знаю, что такая тенденция есть. И в основном эти исполнители продвигаются в интернете, на канале YouTube в частности. Тот же Versus Battle, где оппоненты выходят друг против друга и общаются в рифму, – интересное современное явление, и, наверное, я мог бы посетить этот проект как член жюри, потому что постоянно работаю со словом, и, можно сказать, в какой-то степени эксперт в этом.
Дмитрий отмечает, что до этих «обозленных действительностью рифмоплетов» ему далеко, и в качестве участника ему было бы нечего им противопоставить... В это же время другие маститые рокеры, считают представителей хип-хоп направления… «гопниками».
– Говорят, русский рок нынче теснит рэп… В восьмидесятые рокеры дрались за свою музыку каждый день с теми, кого мы называем сегодня «гопниками», – говорит Илья Черт из группы «Пилот». – И лично я вижу, что эти самые «гопники» сегодня и слушают рэп. Каждый артист достоин своего слушателя . Чтобы играть рэп, не нужно музыкальное образование, которое многие стоящие исполнители получают годами. Но есть, конечно, и талантливые исполнители, как Баста и Оксимирон. Но в их среде слишком мало таких артистов – контингент соответствующий. Они только недавно скинули кирзовые сапоги и ватники, но это еще не сделало их полноценными гражданами Российской Федерации.
– Я считаю, что есть такое понятие как «музыка во времени», – резюмирует Юрий Заслонов, вокалист группы Pravada. – На мой взгляд, сегодня тоже есть виток современности, которому мы, видимо, соответствуем. Рэп тоже стал другим. Многие даже называют его новым роком. Сегодня это самое популярное направление в России. Хип-хоп своими разными чертами вкрапливается в другие стили, и это нормально. В нашем творчестве – тоже присутствует речитатив.
О любви и том, как не сойти с рельс
Хедлайнер сцены, которого выбрала аудитория через массовое голосование на интернет-ресурсах фестиваля «МОСТ» – группа «Пилот». Вокалист команды Илья Черт – муж и отец – рассказал, что для него значит семья. Склонный к рефлексии исполнитель-философ вывел при нас формулу настоящей любви.
– Семья нужна для того, чтобы люди помогали друг другу не сходить с рельс, – считает Илья. – У человека появляется плохое настроение, когда он забывает свой истинный путь, который заключается в том, что ты должен жить для счастья других. Как только ты начинаешь думать о собственной шкуре, начинаются проблемы... Жена всегда поможет мне вспомнить, кто я такой. Что касается любви… Все знают, что она делает человека счастливым. Люди вступают в отношения и в брак, но счастливее не становятся. И тогда они негодуют, что нет никакой любви, и им солгали. А на самом деле они просто так и не узнали, что такое любовь. Они приняли за нее что-то другое. Любовь – это не чувство и не эмоция, это деятельность. Самопожертвование во имя счастья другого человека. Когда отдаешь всего себя, без условий, ничего не ожидая в ответ. Никаких торгово-экономических отношений! Всю свою жизнь, силы, время, знания, здоровье отдаешь безвозмездно. А все остальное – это не любовь, а финансовый институт.
Про ненависть к «попсе» и другие стереотипы
– Это стереотип – что рок противостоит попсе, – считает Дмитрий Спирин, вокалист группы «Тараканы». – Что касается массовой культуры, тех же поп-исполнителей, у нас к ним пренебрежения никакого. То есть я бы выступил на одной сцене вместе с Киркоровым, почему нет? Мы даже чаще не согласны в чем-то с какими-то рокерами. И испытываем личное отвращение к некоторым из них. Все индивидуально.
Пока «Тараканы» только всуе упоминают Киркорова, группа «Пилот» уже сотрудничает с лицами поп-культуры.
– Трудимся над оперой, в которой примут участие разные артисты, в том числе Елена Ваенга. Я с ее творчеством не знаком, но знаю, что она профессионал. И все равно, что человек исполняет, – хоть матерные частушки, если он это делает на высоте, мой ему почет и уважение.
Такова интернет-действительность, которую периодически надо взрывать – иногда самые неожиданные дуэты дают новую волну популярности. Что потом скажут люди – никого не волнует.
– Мнение о нашем творчестве со стороны меня больше не интересует, – говорит Алексей Юзленко, вокалист группы Znaki. – Раньше переживал, когда нас хаяли, сейчас – все равно. Помню, так трясло, когда начинали музыкальную деятельность, постоянно употребляли всякие жидкие вещества – боялись выходить на сцену. И большей части концертов мы потом просто не помнили! Сегодня страха нет, после концерта анализируем, что произошло. И что скажут о нас со стороны – без разницы. Даже культовые музыканты нравятся не всем, и это нормально. На каждую звезду найдется группа людей, которой он не нужен.
– Но и без преданной аудитории – никуда. Мы часто собираем деньги на выпуск нового альбома через краудфандинг, когда деньги скидывают наши слушатели, – говорит Сергей Карамушкин, участники группы Anacondaz. – То есть ты делаешь то, что нужно кому-то еще, кроме тебя. То, что люди хотят видеть. Мы как-то собирали всю необходимую для выпуска альбома сумму – за сутки. У нас были хорошие акции для тех, кто нас поддерживает. И у нас такого деления на направления нет, мы охотно выступаем на рок-фестивалях, хоть и позиционируем себя как паузерн-рэп. И это круто, что вместе с нами наш рэп читают ребята с ирокезами в футболках с надписью «Король и Шут».
Про рок-STARость и прощание с алкоголем
Группа «Черный Обелиск» со сцены пела: «Вечный праздник, бесконечный угар. Рок-стар! Это – то, о чем я с детства мечтал. Вот и стал, но теперь я болен и стар», мы спросили, когда уходит праздник из жизни рок-звезды.
– Мне почти полтинник, и было бы странно, если бы мы отжигали, как в юные годы и писали на те же темы, – отвечает Дмитрий Борисенков, лидер группы «Черный обелиск». – Сейчас я спокойнее стал, не так остро реагирую на все. Кто-то говорит, что рок умер, другие кричат, что он жив. Я могу сказать – он есть, и он меняется, как все в этом мире со временем. Годы идут, появляется много нового в музыке, но люди, которые слушают рок остаются. Как, например, наши фанаты, которые любят нас удивлять, – недавно подарили мешок квашеной капусты.
– Я сегодня очень редко выпиваю. Хотя раньше... Пожалуй, можно считать, что я из поколения выживших, – признается Илья Черт из группы «Пилот». – А вообще, не надо забывать, что Гитлер был вегетарианцем и вел очень здоровый образ жизни. Вегетарианство еще никого не сделало высокодуховным человеком. Многие мерзавцы живут без вредных привычек. При этом я видел совершенно святых людей, которые не просыхали – месяцами пили водку и не вынимали сигарету изо рта. Сегодня я считаю, что к здоровому образу жизни нужно стремиться. У меня больше двадцати лет вегетарианства и йоги, я стараюсь... Уже много лет занимаюсь единоборствами – даже штаны специальные ношу, широкие. Это единственное, что я шью на заказ. В остальном, как моя жена говорит, мой гардероб – из бутика «Все для охоты и рыбалки».
О вере в чебурашку и божественном законе подлости
Развернутая теологическая беседа вышла у нас с Ильей Чертом на тему веры.
– Я человек верующий, для меня не существует понятия «национальность». Для меня нет государства, вся земля принадлежит Богу, и кто этого не понимает, мои ему сожаления. Так что все детские игры во флаги, страны и нации – это все детский сад.
Главный «Пилот» всю жизнь учился радоваться тому, что имеет в настоящее время. И даже сделал один вывод. То, что люди называют законом подлости, он называет законом физики. Пока ты чего-то хочешь, ты этого не получишь. Нужно быть там, где ты есть и принять это.
– Бог специально поместил тебя в эти условия, ты должен смириться, как бы ни было плохо, и сказать – окей, если я тебе нужен здесь, я готов провести тут вечность и все равно буду счастлив. И как только человек это признает, жизнь вокруг него начинает меняться. Так что…Либо ты знаешь. Либо ты веришь во что-то. Это разные вещи. Верить можно в чебурашку, в Бога, в коммунизм, но это ничего не изменит в твоей жизни. Многие люди не понимают смысл слова «вера». Оно означает не «верить во что-то», а «доверять». А доверять ты можешь только тому, кого очень хорошо знаешь. Если ты не знаешь точно, кто такой твой Бог, ты никогда не будешь верующим. Не надо верить в Бога. Надо верить Богу.
Фото: Кристина Полевая