На Приорова в персональных домиках живут пластиковые поросята. На Воскресенской под деревом удавился олимпийский мишка. На Тимме – у ванной с кувшинками загорает крокодил и в диком крике застыла лягушка из покрышки. Все это дворовый арт, – наивный и сюрреалистичный. Художественные практики творцов из народа и экологичность приподъездного искусства вместе с нами оценил известный архангельский скульптор Сергей Сюхин.
Глаза прохожих – боятся, руки жильцов – делают
Изучить особенности дворового искусства Архангельска мне захотелось еще тогда, когда в моем дворе появились зайцы-пришельцы. Они были сделаны из пластиковых бутылок, разместились на пеньке и очень злобно смотрели на прохожих. Кто-то из соседей тогда шутил, что «они» пришли сверху – за избранными. К слову, потом зайцы пропали. Надеюсь, никого с собой на другую планету не захватили.
Откуда в людях появляется стремление делать из подручных материалов, а иногда даже из мусора необычные скульптуры, композиции и целые городки? Мы решили заглянуть в такие народные галереи у подъездов и взяли с собой Сергея Сюхина.
Справка 29.ru
Сергей Сюхин – заслуженный художник России. Известный в Архангельске и за его пределами скульптор, автор памятника Сене Малине, Степану Писахову, Козьме Пруткову и других работ с проспекта Чумбарова-Лучинского. Работает также в жанрах живопись и графика, является главным художником Поморской энциклопедии. Родился 2 апреля 1952 года в селе Пучуга Верхнетоемского района. В 1973 году после окончания скульптурного отделения Абрамцевского училища им. В. Васнецова обосновался в Архангельске. В 1986 году окончил факультет книжной графики Львовского полиграфического института им. И. Федорова. Лауреат конкурсов «Книга года» СССР и «Книга года» Архангельской области. Награжден дипломом и большой медалью Российской академии художеств.
Черви в олимпийском мишке
Скульптор Сергей Сюхин встречает нас на Воскресенской, у него тут мастерская. Сергей Никандрович выходит из подъезда, и первым делом показывает на неприметный куст, под которым мы видим экспозицию в традиционном для многих архангельских двориков стиле – эстетика загнивающего.
– Смотрите, Мишка на дереве повесился, – резюмирует Сергей Никандрович. – За что с ним так? Жалко. Поиграли и убили. Люди считают, что так они украсили наш дворик. Городская среда и без этого не радует глаз... Такой выплеск фантазии лично меня вгоняет в стыд. Настолько это для меня дурной вкус. А с другой стороны... Люди как лучше хотят... Но вы только представьте, что будет если каждый своим хламом «украсит» дворы? Если игрушку жалко выкинуть в мусорный контейнер, пусть открывают музей дома в отдельной комнате, а не загромождают и без того унылое пространство трупами. Ведь внутри этого мягкого Мишки – черви, я уверен. Вот и стоят во дворах. Гниют. Смердят.
Я пытаюсь заступиться: просто народ пытается добавить в серые будни красок и позитива. Сергей Сюхин отвечает, что такой массовый креатив – результат неграмотной политики города, который объявляет конкурсы для жильцов на благоустройство приподъездных территорий, но не задает конкретные параметры. Вот и получается, что пока один видит прекрасное в высаженных кустарниках, другой разрезает резиновое колесо, чтобы сделать лебедушку. Такая птичка, по мнению Сюхина, неэкологична – источает вредные запахи.
Вместо парковки – поселок Свинское
Первое, что мы посетили с Сергеем Никандровичем – поселок Свинское. Маленький игрушечный населенный пункт во дворах у АГКЦ.
На лице Сергея Никандровича я вижу негодование.
– Вы строгий критик. А чем бы сами украсили двор?
– Украшать – слово нехорошее. Залог эстетики – чувство меры. Чувство красоты, – оно у всех разное...
Нас замечает местный житель, знакомый с автором этой инсталляции.
– Это один мужичок-старичок у нас отвоевал эту площадку у водителей. И сделал такой вот поселок Свинский, – рассказывает он. – Эти малые архитектурные композиции хоть и не всем нравятся, а все лучше, чем машины под окнами – с их выхлопами и неаккуратными водителями. Ну и что, что безвкусица. Зато никто не тарахтит, не дымит, и не сбивает пешеходов.
– Ладно, машины. Зачем людям «так» в душу плевать? – риторически спрашивает Сюхин. – Почему просто палисадник не разбить без этой помойки? Все это очень напоминает ситуацию со стихами. Все их пишут. Стало легко публиковать. Это же графоманство – но уже во дворе. А среда-то общая! Я вот не хочу вонью от гнили дышать.
Нет, спасибо, я боюсь блох
Сергей Сюхин гуляет по Свинскому. Заглядывает в домики. Поднимает взгляд на деревья. Замечает, что из всего здесь ему, действительно, нравятся только пчелы в ветках березы.
– На пчелках нужно было и остановиться, – резюмирует он. – А всех гнилых – убрать от греха подальше.
– Сергей Никандрович, не присядете для фото у этой свинки?
– Нет уж, спасибо, я боюсь блох. И паразитов.
– У вас же тоже есть усадьба, неужели там руки скульптора ничего не сотворили во дворе?
– Главное украшение – это природа. Только в открытом месте можно разрядиться. А тут наоборот, какая-то болезненная энергетика – куча странных деталей. У меня часть территории просто дикой осокой заросла. И это красиво. Англичане специально закупают такие пласты с травой, а у нас само растет. Пусть в администрации покумекают, как сделать дворы интересными, у нас есть Михаил Трещев – главный художник города. А то люди берут инициативу в свои руки... И делают во дворе игрушечные кладбища. Даже «Апофеоз войны» приятнее выглядит.
Сергей Никандрович делает неожиданный, но любопытный вывод: «Жить мы стали хорошо. Времени свободного много – раз хватает сил на такие ваяния». Говорит, этот тезис подходит не только под творцов из народа, но и под фанатов голубей. Живем хорошо – есть, чем кормить пернатых.
– У меня во дворе, недалеко от того казненного мишутки, одна соседка Шапокляк постоянно кормит голубей, тут же и крысы подбегают, и для них ей еды не жалко. А нам ходить по пуху со вшами. Тут же и собаки уличные подбегают, чтобы свои «подарки» потом на тротуаре оставить. А, казалось бы, все от доброты! У Шапокляк при этом дети, внуки. А ухаживает не за ними...Так же и это «искусство» – без злых намерений, но с какой пользой?
Арт-хаус не для трезвых
На улице Приорова и Садовой тоже разместились интересные экспонаты. Нашим случайным гидом по выставке современного дворового искусства стал внезапно появившийся на горизонте мужчина.
– Снимайте, это мама моя сделала! – гордится он. – Сейчас я вам лебедя подниму.
Я успеваю сказать: «Не надо». Однако он, держась за меня и пошатываясь, перелезает через разноцветный заборчик и направляется к птице из резины.
Кроме нее тут можно увидеть журнальный столик и кухонный детский уголок. Кажется, это единственная альтернатива детской площадке. А что еще делать жильцам? Хочется, чтобы дети играли под окнами, а не искали приключений в подворотнях... Вот и обустраивают, как могут.
Мы продолжаем нашу экскурсию по уличным музеям современного искусства, и замечаем несколько скульптур во дворике на пересечении Ломоносова и Комсомольской.
– А вот это – в разы лучше! – отмечает Сергей Сюхин еще из салона авто. – Мало того, что автор хорошо потрудился, он дал жизнь пням от спиленных тополей. Молодец мужик! И воспитательный дух в этих работах присутствует. Не гниль, и не мятый пластик, а русское дерево и настоящая сказка в сюжете. Мне нравится природный серый цвет скульптур. И даже трещины не портят эти фигуры.
Сергей Сюхин недавно закончил трудиться над памятником Соловецким юнгам, и критический дух все еще при нем – также строг он и к себе, но деревянные персонажи его так вдохновили, что он охотно с ними сфотографировался.
Хранительницы джунглей на Тимме
В кустах прячется жираф. У пруда загорает крокодил, и что самое важное – тут очень много зелени. За этой площадкой регулярно ухаживают две местные жительницы – Людмила Михайловна и Валентина Федоровна.
Мы застали их в работе, с тяпками и новыми саженцами. Рассаду местные креативщицы выращивают дома, сегодня в этом оазисе зеленеют раскидистые папоротники, кусты пионов, шиповник и другие посадки.
Уже десять лет они охраняют этот зеленый островок, на который часто покушаются владельцы авто...
– Мы первые в привокзальном районе, кто решил сделать такой оазис во дворе, – говорит Валентина Федовровна и поправляет ветки кустов. – Это у нас калина бульденеж зацвела впервые. Красота такая.
Здесь играют дети, загорают бабули – это единственное место, где можно присесть, лавочек по линии дома нет ни у одного подъезда. Конечно, этому уголку тоже свойственна сюрреалистичность – стражи на входе с головами-горшками, детскими ручками и ножками.
Удивленная лягушка и другие персонажи.
P.S.: выставка из ничего
Такой подход к обустройству дворов – это уже целое направление в искусстве, массовое народное и наивное. Скульпторы-любители и художники-самоучки пытаются разбавить серые краски города и используют для этого все, что попадется им под руку: бутылки из под воды, потрепанную одежду, ненужную мебель и, конечно же, старые игрушки. В этом собирательстве – часть менталитета русского человека, исторически привыкшего со смекалкой и оптимизмом переживать любые лишения. Ну, не бывает у нас того, что легко можно выкинуть. Все пригодится! Как относиться к этому феномену? Решать вам. Независимо от нашего с вами мнения выставкам из ничего – быть.
Фото: Елена Ионайтис