Уже две недели, если верить городским властям, в Архангельске должно вестись активное нанесение дорожной разметки. Ещё 5 июля пресс-служба городской администрации победно отрапортовала о заключении соответствующего муниципального контракта с ростовско-северодвинской компанией «РСО-Д» и пообещала, что работы начнутся «в ближайшие выходные». Жители, правда, активной работы пока не заметили.
Начать обещали с Северного и Маймаксанских округов, продолжить в Соломбале и в центре, а завершить работу на «юге города». Прошло две недели, но лично я так и не заметил потуг новой подрядной организации по нанесению разметки. Это при том, что достаточно регулярно бывают на Сульфате, с которого и должно начаться нанесение разметки в городе.
На дорогах Северного округа нарисовали только пешеходные переходы. Да и то создаётся впечатление, что это было сделано не силами «РСО-Д», а тех подрядчиков, которые наносили разметку ранее, и она не выдержала гарантийного срока. При этом мы не слышим гневных заявлений представителей городской администрации, что они обязательно заставят подрядчика ускориться, «расширить и углубить», хотя и понимают городские власти, что дорожная разметка – важный аспект дорожной безопасности.
– Поскольку дорожная разметка является существенным фактором обеспечения безопасности движения автотранспорта и пешеходов, контролю за качеством выполнения данных работ будет уделяться самое пристальное внимание, – отмечал две недели назад глава Архангельска Игорь Годзиш.
Ситуация с отсутствующей на дорогах разметкой стала настолько критичной, что в социальных сетях, пожалуй, впервые прервал своё публичное молчание бывший заместитель мэра по городскому хозяйству Святослав Чинёнов. В группе общественного движения «Асфальт 29» сегодня он написал дословно следующее:
– И ещё немного, проходит лето, а разметки хотя б на основных проспектах так и нет... Нет «пешеходников», «лежачих полицейских» и т.д.
Имеет ли г-н Чинёнов право рассуждать о недоработках сегодняшних властей, поскольку в своё время сам завалил вверенное ему направление? Сейчас в этот вопрос мы углубляться не будем. Но суть в его сообщении передана верно.
Дело в том, что дорожная разметка в Архангельске в силу климатических особенностей работает только в течение лета. Затем она изнашивается и попросту исчезает, а зимой там, где остаётся, разметка становится попросту бесполезной – зачастую водители её просто не замечают. Именно поэтому раньше разметку наносили уже в мае-июне и худо-бедно она «работала» до конца сентября, то есть четыре-пять месяцев в году.
Сейчас же из-за позднего объявления аукциона даже официальные сроки нанесения разметки сдвинулись. Но суть не в этом. Суть в том, что власть обязана отвечать за свои действия и обещания. Обещали отремонтировать дороги – отремонтируйте. Обещали в субботу 8 июля начать нанесение разметки в городе – будьте добры заставить подрядчика выполнить обещанное и отчитайтесь об этом.
Конечно, в данной ситуации можно пенять на то, что подрядчик победил «не тот», не обладающий колоссальным опытом в дорожных работах. Профессионалы проиграли, потому что знают реальную цену своего труда. Но 16,5 миллиона рублей, которые получит за нанесение разметки ООО «РСО-Д», деньги для городского бюджета очень значительные. А раз так – будьте добры требовать.
А между тем ещё месяц назад редакция 29.ru предупреждала о возможных проблемах с нанесением разметки в городе. Как только стал известен победитель электронного аукциона, в душу закралось сомнение: «А не провалит ли?».
Компания «РСО-Д» скинула с первоначальной цены муниципального контракта 25%. Было 22 миллиона, стало 16,5 миллиона рублей.
Мы писали, что эта компания «прославилась» на всю область своей «многостаночностью» – она заявляется на торги по всевозможным работам, начиная от содержания общественного туалета и ремонта фонтанов до сезонного содержания дорог. Принцип победы в аукционах – максимальный демпинг. Зачастую снижение достигает 70% от первоначальной стоимости.
Пару лет назад в Северодвинске эта компания тоже выиграла аукцион на зимнее содержание дорог, скинув с начальной цены почти 70% начальной цены. В мэрии Северодвинска сначала обрадовались такому повороту событий – ещё бы, сэкономить несколько десятков миллионов рублей на уборке города. Но когда дошло до дела, выяснилось, что низкая цена прямо отражает и качество выполненных работ.
Нечто подобное, вполне вероятно, может повториться и в Архангельске.
Конечно, по муниципальному контракту подрядчик может наносить дорожную разметку в течение четырех месяцев – с июля по октябрь. Однако, зная капризы нашей северной природы, можно с уверенностью сказать, что если работы не будут выполнены в ближайшие недели, к ним можно будет даже не приступать – толка не будет, разметка не «проработает» и нескольких месяцев.
Честно говоря, до сих пор не понятно, почему аукцион «на разметку» был объявлен только 30 мая, когда работы по её нанесению уже должны идти полным ходом. Ждали погоды? Что мешало предусмотреть в муниципальном контракте более сжатые сроки выполнения работ? Не четыре месяца, а один.
Сейчас же получается, что фактически с помощью не проработанной документации подрядчику дали возможность на законных основаниях сорвать нанесение разметки. Спросят его в ноябре: «Почему разметку не нанёс, контракт не исполнил?» Он ответит: «Да я хотел в октябре всё сделать, но в октябре неожиданно ливни зарядили, снег пошёл, вот и не сделал, форс-мажор». А «дёргать» подрядчика сейчас с требованием незамедлительно нанести разметку, вроде как, рано – ещё три месяца на выполнение работ осталось.
Так что сейчас городским властям для сохранения своего лица остаётся только одно. Нужно, что называется, «сесть» на подрядчика и обязать его буквально сегодня-завтра приступить к нанесению дорожной разметки. В противном случае, именно городским властям и чиновникам придётся взять на себя ответственность за возможные увечья, которые получат горожане на «ненарисованных» пешеходных переходах или автомобилисты, встретившиеся «лоб в лоб» из-за того, что не смогли грамотно определить, где же находится линия, разделяющая встречные потоки автотранспорта.
А в следующем году стоит объявлять аукцион на дорожную разметку не в конце мая, а уже в марте, чтобы уже в мае при благоприятных погодных условиях дороги города стали преображаться.