В ближайшее время специалисты Пушкинского Дома направят официальный запрос в Архангельскую областную научную библиотеку им. Н.А. Добролюбова с просьбой прояснить ситуацию с «гонениями» на книги, приобретенные при поддержке фонда Сороса. Об этом в среду 29.ru рассказал научный сотрудник Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН Алексей Балакин.
Собеседник издания отметил, что происходящее очень сильно обедняет сельские библиотеки.
– Книги, которые «уходят» с полок – очень большая потеря. В среднем, может, это чуть менее 10% от всего фонда, но это лучшие книги, очень много иллюстрированной детской литературы. Плюс это различные энциклопедии, справочники, аналогов которых в деревенских библиотеках нет, – отметил филолог.
По словам Балакина, запросом он займется, когда вернется в Петербург. Это необходимо, чтобы пролить свет на загадочную историю с изъятием из открытого доступа библиотек Поморья книг, приобретенных при поддержке института «Открытое общество». Несмотря на то, что Минкульт и прокуратура отреклись от причастности к этому, из нескольких районов Архангельской области продолжает поступать информация о том, что с полок убирают целые стопки самых разных книг. Происходит это, по неподтвержденным данным, не только в Мезенском районе, но и как минимум в Лешуконском, Пинежском, Верхнетоемском и Каргопольском районах.
Алексей Балакин прибыл в Мезенский район в начале июля как один из руководителей фольклорной практики студентов Санкт-Петербургского государственного университета. В одном из сел библиотекари рассказали ему, что сверху получили установку убирать с полок книги, отмеченные печатями института «Открытое общество», «Пушкинской библиотеки» и фонда Сороса. Это целые списки самой разной литературы от Конституции РФ до сочинений Александра Пушкина. Петербургский филолог написал об этом на своей странице в «Фейсбуке», информация разлетелась по федеральным СМИ.
Несколько дней назад в библиотечных кругах Архангельска прошел слух, что якобы после поднявшегося в СМИ шума историю с изъятием книг «откатили». Алексей Балакин заявил 29.ru, что это не так. По крайней мере, в тех библиотеках, которые он посетил за месяц, «неугодные» книги до сих пор спрятаны от людей.
Напомним, Минкульт и областная прокуратура ранее заявили о своей непричастности к этой истории. По информации, которую изначально опубликовал Балакин, исполнение особых предписаний, направленных библиотекам, проверять должна была именно прокуратура.