Скандалом завершилось обсуждение обращения ассоциации автотранспортников Архангельской области в городской думе. В чём не сошлись депутаты и представители бизнеса? Почему депутат Корельский применил в своём выступлении слово «порнография»? Журналист 29.ru узнал подробности дискуссии.
В последнее время сферу пассажирских перевозок в Архангельске сотрясают скандалы. Зачастую они вызваны поспешными действиями городских властей по сокращению числа маршрутов, а также попытками администрации города заставить частников приобретать современные низкопольные автобусы вместо морально и физически изживших себя пазиков. Камнем преткновения становится и патологическое нежелание перевозчиков в вечернее время совершать рейсы на окраины, из-за чего люди не могут вернуться к себе домой.
Впрочем, рецепт борьбы с последней бедой депутаты предложили довольно быстро. Он достаточно прост – увеличить штрафы за нарушение графика движения. Сегодня за каждый невыполненный на окраину рейс перевозчик уплачивает штраф в размере... ста рублей. Автобусникам выгоднее понести «суровое» наказание, нежели гонять автобус почти пустым туда-обратно. Депутаты предложили увеличить штрафы до ста тысяч рублей. «Тогда и будут они ездить на окраины в соответствии с договором», – считают народные избранники.
Однако попытки навести порядок «силовыми методами» вызывают вполне ожидаемое недовольство со стороны перевозчиков. Еще бы – их заставляют работать в интересах жителей, а не своего бизнеса, тратиться на приобретение новых автобусов, а также осуществлять свою деятельность более прозрачно.
Не захотев мириться с изменением правил игры, которые активно внедряет власть, руководитель ассоциации автотранспортников Архангельской области, а до недавнего времени – начальник городского управления транспорта Андрей Попов обратился в городскую думу с просьбой поставить «зарвавшихся» чиновников на место, защитив честный автобусный бизнес.
Однако в своих ожиданиях он просчитался – депутаты не просто не поддержали перевозчиков, но и обвинили их в нарушении договорённостей с властью, срывом обновления автобусного парка, низком качестве оказания услуг. Под видом обновления подвижного состава на улицы города выходят всё те же сельские пазики, которые не устраивают жителей города.
Предел терпения
Долгое время власти всех уровней прислушивались к стенаниям автобусников, когда те объясняли, почему не могут обновить автопарк и улучшить качество обслуживания. Сначала это были нелегальные перевозчики, затем низкие тарифы, отсутствие научного подхода к организации перевозок. Практически каждый год они придумывали всё новые и новые объяснения своему нежеланию работать.
Шаг за шагом городские и областные власти устраняли «раздражителей», но ответных действий от перевозчиков, по большому счёту, так и не дождались. Вместо обещанных новых низкопольных автобусов перевозчики пригнали в Архангельск десятки обновлённых пазиков и посчитали тем самым свои обязательства исполненными.
На совещании в гордуме представитель ассоциации транспортников заявил, что теперь причинами отсутствия хороших автобусов в городе являются... плохие дороги.
– Представьте, что перевозчики купят низкопольные автобусы. Завтра они будут красиво стоять у забора. Они просто-напросто не смогут выехать с базы из-за причин, от перевозчиков не зависящих, – заявила представительница ассоциации транспортников, пеняя властям на разрушенные автомобильные дороги на улицах Павла Усова, Стрелковой, Кедрова, а также на необорудованность остановочных пунктов подъездными путями для инвалидов.
В ответ на эту реплику заместитель главы города по вопросам городского хозяйства Виталий Акишин напомнил, что вопросы ремонта автомобильных дорог решаются в рамках утверждённого бюджета и при формировании плана мнение ассоциации автотранспортников учитывается.
– Действительно, надо создавать условия для автоперевозчиков, чтобы их подвижной состав меньше ломался. В своем выступлении вы называли улицы Павла Усова, Стрелковая, Кедрова, но ведь все эти улицы после переговоров с ассоциацией по вашей просьбе были включены в план ремонта на этот год. Эта работа выполняется, – сообщил Виталий Акишин.
В своём обращении в городскую думу руководитель ассоциации автотранспортников пожаловался, что городские власти стали прижимать предпринимателей-перевозчиков, создавая им невыносимые условия для работы.
Однако представители городской администрации и заместитель министра транспорта Архангельской области Олег Мишуков дали понять: слишком долго власти шли навстречу перевозчикам, терпению пришёл конец. Надежд на то, что автотранспортники смогут сами «поэтапно и неотвратимо» улучшить сервис, обновить технику, у властей нет, необходимы решительные меры, чтобы защитить интересы горожан.
Первые на очереди: 11, 38, 76
Сегодня городские автотранспортники пытаются убедить всех, что кроме них никому перевозки в Архангельске финансово не интересны, а потому, как только их уберут с маршрутов, в городе наступит транспортный коллапс. Мол, никто на их место не придёт. Эти же опасения высказали и депутаты.
– Требования города понятны, они справедливы. Ответы транспортников тоже понятны. Но давайте думать, что будет дальше. Кто зайдёт после того, как расторгнут договоры? Кто даст городу триста низкопольных автобусов, – эмоционально спрашивал депутат Сергей Малиновский.
Однако причин для паники ни областные, ни городские чиновники не видят. Выбор новых перевозчиков, по их словам, будет осуществляться на основании федерального законодательства о закупках и о регулярных перевозках пассажиров. По словам директора городского департамента транспорта Петра Чечулина, чтобы избежать коллапса, замена перевозчиков будет осуществляться поэтапно.
Первыми «под замену» попадут перевозчики, работающие на трёх городских маршрутах 11, 38 и 76. С сегодняшними перевозчиками договоры будут расторгнуты из-за нарушений условий муниципальных контрактов.
– Выбор этих маршрутов не случаен. 11-й и 76-й маршруты – центральные, кольцевые, эти автобусы в большой степени дублируются другими маршрутами, поэтому в случае каких-то сбоев в процедуре выбора нового перевозчика пассажиры пострадают в меньшей степени. По результатам работы по этим маршрутам будет понимание, как ситуация будет реализовываться в городе в дальнейшем. Мы действуем осторожно, не ныряем в омут с головой, а двигаемся поэтапно, соблюдая законодательство, – пояснил Пётр Чечулин.
Представитель региональных властей Олег Мишуков подтвердил, что сегодня никто об одномоментной замене четырёхсот пазиков на низкопольные, комфортабельные автобусы речи не ведёт. На первом этапе при обновлении трёх упомянутых маршрутов в городе должны появиться порядка тридцати первых низкопольных автобусов. Уже затем, учтя возможные ошибки при проведении первого аукциона, городские и областные власти будут готовить новые торги по остальным маршрутам. В то же время он не исключил, что перевозчики на данных маршрутах могут остаться те же, что и сегодня.
– Если сегодняшние перевозчики готовы участвовать в аукционе на общих основаниях и готовы качественно оказывать те услуги, которые будут прописаны в муниципальном контракте, они могут участвовать, – пояснил позицию региональных властей замминистра транспорта.
Автобусная «клубничка»
Небольшой пикантности совещанию добавил депутат Максим Корельский. Он сравнил ситуацию с пассажирскими перевозками в Архангельске с жанром «ххх» в кино.
– То, что в городе эту порнографию надо заканчивать, ясно давно. Мы говорили неоднократно, что нужно наводить порядок в отрасли, но мы должны признать, что мы боремся с пазиками уже давно, но не очень эффективно, – прокомментировал Максим Корельский.
Затем он посетовал, что городская администрация регулярно не ставит в известность депутатов о своих действиях. В то же время особых замечаний к планам властей оптимизировать маршрутную сеть не высказал.
Подвел итог эмоциональному совещанию депутатов и транспортников председатель думской комиссии по городскому хозяйству Дмитрий Акишев. Сделал он это, как всегда, лирично:
– Двадцать первый век. Архангельск. На этом месте оставаться больше нельзя. Дальше некуда. Я не знаю городов в России, где ситуация с перевозками пассажиров хуже, чем в Архангельске. Рецепт прост, он на поверхности: должны быть удобные автобусы, в которые могут заходить и матери с колясками, и инвалиды. На большинстве остановок должны быть сооружения, чтоб колясочник мог заехать. Это стандарт. В других городах стали появляться электронные табло с расписанием автобусов. В Санкт-Петербурге на днях стали принимать к оплате обычные банковские карты. И мы должны думать на перспективу. Оставлять всё так нельзя. Надо двигаться вперёд, – сказал Дмитрий Акишев.