Куда пропали эмо и рокеры с улиц Архангельска? Кто знает, чем живут байкеры? А кто такие отаку? Раньше на улицах нашего города можно было встретить парней в кожаных куртках, девочек с розовыми челками, а сегодня там гуляют ребята в мантиях и с цветными линзами. Чем живет сегодня молодежь Поморья и что стало с теми, кто десять лет назад пугал прохожих своим видом – в материале корреспондентов 29.ru
«Вместе нас держала музыка и алкоголь»
Сегодня у памятника вождю мирового пролетариата Владимиру Ленину почти не видно шумных компаний. А ведь десять лет назад именно это место встречи архангельских неформалов было неизменным. Каждый вечер (если, конечно, позволяла погода) разношерстная молодежь стекалась сюда. У Ленина знакомились и влюблялись, выясняли отношения, выпивали, что уж греха таить. В общем, тусовались по полной. Полиция тогда не сильно гоняла, поэтому чувствовали неформалы всех мастей себя весьма вольготно. Любили посидеть и у музея ИЗО. В самом центре города, между областным собранием депутатов, правительством и мэрией собирались любители русского рока, нигилисты, эмо, готы... Для многих из них шутка про 2007-й, который хочется вернуть – это история, связанная именно с этим местом. Один из завсегдатаев «у Ленина» – Денис Букай. Он называет себя рокером.
– Лет этак с 12 я начал слушать лютый г...рок, сначала «КиШ» и «Сектор Газа», потом добавилась «Гражданская оборона», а дальше по накатанной: «Красная плесень», «Пилот», «Би-2», «Сплин» и так далее. Лет в 14 выпросил у мамки первую гитару и косуху с рынка, в 15 – электрогитару, и там уже началось: первая группа, первые концерты, плотное вливание в движ, – рассказывает Денис.
Какая может быть философия у 16-18 летних подростков без жизненного опыта? Её и не было. Люди со схожими интересами собирались, веселились вместе, гоняли на концерты. В общем, как признается наш собеседник, прожигали жизнь, не оборачиваясь.
– Вместе нас держала музыка, алкоголь и то, что мы все считали себя «нитакими» как все, но по сути 80-90% «нитаких» уже давно «такие»: семья, быт, работа. Рок-н-ролл закончился, всем спасибо, все свободны. В момент рассвета всей этой движухи курить и пить можно было везде, главное, чтобы был паспорт и 18+. Тусовки концертного типа проходили в ныне мертвом клубе «Йод», который сначала располагался в холле АГКЦ на 1 этаже. Также неформалы посещали и ныне живой рок-клуб «Колесо», но не так часто. 2009 – это, скажем так, начало конца. Все мы взрослели, у кого-то девушка залетела, кто-то за ум взялся, кто-то в Питер уехал. Но именно с этого года тусовка начала редеть, постоянно пропадали старые лица, конечно, появлялись новые, но это уже совсем другая история, – вспоминает Букай.
Гарри Поттер по-архангельски
Для кого-то 2009 год – это начало конца. А для кого -то – начало новой эпохи. Примерно в то время одной из «точек сборки» молодых архангелогородцев стал кинотеатр «Модерн» (ныне Дом молодежи). Если бы вы пришли сюда лет семь-восемь назад, то увидели бы толпу ребят в круглых очках и с какими-то палочками.
– Мы – фандомщики. Фанаты чего угодно, будь то книга, фильм, сериал. Например, отаку – любители аниме и манги; толкиенисты – любители творчества Дж. Р. Р. Толкина. А мы поттероманы – поклонники Гарри Поттера. В день премьеры фильма «Гарри Поттер и Дары смерти – 1» мы поняли, что в городе много поттероманов. И что было бы круто собрать свою «тусовку», наподобие питерских или московских. Уже в январе следующего года мы провели первое мероприятие – тематическую игру «Что? Где? Когда?» по Гарри Поттеру, – рассказывает одна из них – Мария Северова.
Архангельские фандомщики проводят много всяких мероприятий: игры, квесты, спортивные соревнования (квиддич), посиделки (они называют это «Поттерки»), летние тематические походы на шашлыки. Сейчас же, по их словам, наступили тяжелые времена. Банальные проблемы: нет мест и средств. Сегодня поттероманы, как правило, собираются в разных кафешках.
– В нашей компашке есть и постоянные ребята, но, что не может ни радовать, приходят новые лица каждый раз. Мы общаемся с другими фандомами. Например, в Архангельске есть «Доктор Кто», «Хоббит», «Властелин Колец», «Игра Престолов» и «Голодные Игры». Основа нашего движения – самореализация, – отмечает Северова.
А вот еще один представитель 2009 года – уличный художник Артем Хазанов, больше известный в своих кругах как Shipa.
– Первые рисунки я увидел в 1996 году в тетрадях старшеклассников и на стенах, но не особо понимал, что это и зачем сделано. Но в 1998 сам влился в эту культуру, занялся брэйк-дансом, чуть-чуть рисовал. И выходило неплохо, так как до этого я отучился два года в художке, из которой меня выгнали за хулиганство, – рассказал Артем Хазанов.
В то время не было интернета и черпать информацию по граффити юные художники могли только из музыкальных клипов и передач по телевизору. Они записывали их на видеокассеты и передавали потом из рук в руки. Изначально граффити – это вандализм и «здесь был Вася». То есть просто оставление своего имени на каких-то видных поверхностях, чтоб рисунок видело больше людей. Но прогресс не стоит на месте, и сегодня граффити – отдельный вид искусства, а не мелкое хулиганство, как порой считают окружающие.
– Я, наверное, просто не люблю серость городских стен, уныло смотрящихся улиц, хочется ярких красок, при помощи граффити это могут быть не только буквы, но и какие-то идейные рисунки, понятные простому обывателю. Реагируют люди по-разному: кто-то сразу звонит в полицию, не разобравшись, есть ли разрешение на это рисование, а кто-то может и денег дать, – отметил художник. .
Еще одно знаменитое место – АГКЦ. В разные годы тут собирались неформалы самых разных мастей. Частенько устраивали шумные вечеринки прямо на скамейках перед культурным центром, чем совсем не радовали жителей соседних домов. Бывало, доходило до драк (молодая горячая кровь, что с нее взять). Потом все утихло: ужесточение антиалкогольных и антитабачных законов сделало свое дело. Зато сейчас тут можно встретить юных созданий в ярких и порой очень странных костюмах – поклонников японских мультфильмов, которые собираются тут на фестивали косплея.
– Аниме я увлекаюсь с 2011 года, а косплеем – с 2014, после похода на аниме-фестиваль. Сначала это были простенькие образы, которые не выходили за пределы дома, а сейчас я показываю свои образы на наших фестивалях. Если есть мероприятие, связанное с косплеем или просто какие-нибудь ярмарки, то обычно все надевают старые косплей-костюмы или делают закосы (это незаконченный образ или какой-нибудь «ориджинал»). У меня же каждый раз новый, – рассказала одна из поклонниц аниме Ксения Ефремова.
В Архангельске каждый год проходят фестивали «Анимия», «Аниметтер», «Дельта», «ДжастПлей». Иногда организаторы фестиваля проводят выползки анимешников и косплееров – это обычные гуляния по городу. Часто аниме-магазин устраивает продажу своего товара, и при этом делают конкурсы косплея.
– В косплее мне нравится сам процесс создания образа, подборка линз, парика, костюма. Это о-очень сложное занятие, требует много фантазии и затрат. На один костюм я трачу больше десяти тысяч рублей. Результат того стоит. Восхищение людей и награды на фестивалях – дороже всяких денег, – уверена собеседница 29.ru
«Идеология? Ее у нас нет»
А вот Кирилл Лавриненко, байкер. Он – яркий представитель молодежи Северодвинска образца 2005 года. Также Кирилл член клуба North Python – единственного мотоклуба города корабелов, который входит в состав российского союза мотоклубов URMC. Участники North Python – инженеры и рабочие с СМП и «Звездочки», врачи, студенты, предприниматели, пожарные, продавцы, но все они придерживаются одной цели, достижение которой заключено в трех постулатах – Свобода, Равенство и Братство.
– Сейчас часто путают понятия мотоциклист и байкер. Мотоциклист – это человек, использующий для своего передвижения такое транспортное средство, как мотоцикл. Байкер, в свою очередь, поставил мотоцикл в центр своей жизнедеятельности, и все его жизненные события разворачиваются вокруг того факта, что байкер и его мотоцикл – единое целое. B MC-клубах существует своя иерархия и субординация. Участники клуба заинтересованы в поддержании байкерской субкультуры у нас в городе и стране, – продолжает Кирилл. – Для этого проводятся мотослёты, рок-концерты, наш мотоклуб также участвовал в организации благотворительного концерта. Ни о какой антиобщественной деятельности не может быть и речи – это совковый стереотип, – отмечает Кирилл.
Байкеры, рокеры, эмо и другие субкультуры у многих на слуху. А что есть нового? Какие тренды молодежи диктует 2017 год? Если верить уроженцу Шенкурска Виталию Софронову, который относит себя к так называемым тусовщикам, сегодня юноши и девушки предпочитают не бороться с системой, а жить в кайф и от души отдыхать.
– Жизнь тусовщика – сплошная ночная вечеринка со множеством удовольствий. Каждую пятницу мы отпускаем эту жизнь и уходим в ночь. Активно тусить я начал в 2013 году, после поступления в Архангельск. В принципе, выбор небольшой: клубы, бары или просто у кого-то на квартире, так называемые «вписки». Как только я сюда приехал, мы часто ходили в клубы, а потом со временем клубы отошли на второй план, и мы стали больше времени проводить в барах. Может быть это как-то связано с возрастом, я не знаю, –рассказывает наш собеседник.
Виталия тусовки привлекают тем, что на время он отвлекается от учебы и восполняет свои силы.
– Сейчас можно сказать, что у меня есть одна постоянная компания, с которой мы покоряем ночной Архангельск. Музыка зависит от заведения. Если это клуб, то, конечно, мы не пойдём на 90-е. А если это бар, то музыке особого внимания не удаляем, потому что мы приходим туда ради душевного общения. Идеология? Ее у нас нет. Сейчас ни у кого нет идеологии, как я считаю. Каждый на своей волне, – считает Софронов.