Накануне известный протодиакон Андрей Кураев заявил, что церковь должна отвечать за упавшие ракеты, которые окропляла святой водой перед запуском. Он назвал такое освещение «некачественной услугой». Тему подхватили федеральные СМИ, и в контексте обсуждений засветилась и Архангельская область, где представители епархии регулярно участвуют в запусках ракет и подводных лодок. Мы выяснили, как местные священнослужители объясняют свою миссию, и что говорят наши религиоведы о мании населения к тотальному освещению всего: от квартир и машин — до гаджетов.
Освящение ракеты — это не гарантия
Все началось 28 ноября с неудачного запуска «Союза-2.1б» на космодроме Восточный. Ракета упала в Атлантический океан, и протодиакон Андрей Кураев публично заявил, что это произошло отчасти и из-за епископа, который освещал объект перед стартом. Он публично заявил, что церковь предоставляет услуги, но никогда не отвечает за качество этих услуг. Эта скандальная реплика облетела всю страну, в дискуссии засветился и наш регион — в Архангельской области есть как минимум два крупнейших объекта федеральной значимости, куда часто приезжают представители местной епархии с целью освятить новый объект или провести молебен-благословение — это северодвинское предприятие «Севмаш» и космодром «Плесецк».
Для епархии Архангельской области очередное высказывание протодиакона Андрея Кураева — ни что иное, как попытка пропиариться. Ситуацию нам прокомментировал глава епархиального отдела по взаимодействию с вооруженными силами протоиерей Валерий Суворов:
— По Конституции Российской федерации церковь не вмешивается в дела государства и наоборот, — это факт и правовой, и исторический. Публичные высказывания Андрея Кураева — это провокация и разжигание споров. И, кстати, мнение про качество услуг носит языческий характер. С точки зрения язычества тот, кто совершает религиозный культ, задабривает некого духа и ожидает получить в ответ «подарок». Я тебе — жертву, ты мне за это — ожидаемую пользу. Этот подход чужд православному христианству. Единственная жертва, принесенная за все человечество — это Иисус Христос. И такое участие в жизни общества, как молитва или освящение подводной лодки, — это не жертва и не гарантия чего-либо. Государство у нас светское, тем не менее органы власти и различные ведомства заключают с Русской православной церковью соглашение о сотрудничестве на добровольной основе.
Все происходит по воле Божьей
Как говорит отец Валерий, освящение подлодок — не что иное, как продолжение вековой традиции Военно-морского флота. Никто из представителей епархии не может быть принужден к какой-то встрече или проведению обряда на производстве. Тем не менее по указу президента в некоторых воинских частях появились штатные священники. Как объясняет протоиерей Валерий Суворов, они нужны не для совершения каких-то магических обрядов, а для коммуникации с верущими военнослужащими, — по его мнению, это актуально на фоне случаев религиозного экстремизма и нетерпимости.
— Сегодня есть необходимость в компетентном профессиональном слове служителя церкви, — комментирует протоиерей Валерий Суворов. — Подобное взаимодействие у нас выстроено и с управлением федеральной службы исполнения наказаний. — Ни один священнослужитель не ставит перед собой какой-то прямой и примитивной конкретной цели. Он — такой же человек, как и все верующие, просто ему дана благодать совершать таинства. Представитель церкви всего лишь подсказывает путь, который человек волен пройти сам. Конечно, отчасти любая молитва — это просьба, но все в жизни происходит по воле Божьей. Если молящийся достоин большего и может это большее понести, правильно распорядиться и не обратить во зло, он это получает.
Протоиерей Валерий Суворов вспоминает случай, когда его знакомый батюшка освятил обычный барак в одной из исправительных колоний Поморья. Сделал все, как обычно. А через месяц строение сгорело. Тогда батюшка столкнулся с подобным потоком вопросов: значит, плохо освятили, раз все так обернулось? Батюшка ответил вопросом на вопрос: после того, как барак освятили, продолжилось ли в нем сквернословие или гнев? Если так, я удивляюсь, что он еще месяц простоял!
Благословляют не на войну, а на защиту Отечества
— Если рабочий делает некачественно свою работу, а военнослужащий не выполняет устав, то о какой прямой ответственности церкви за итог общего дела можно говорить? — комментирует отец Валерий. — Ошибки определяют судьбу, но если человек честно трудится во благо других, Бог ему обязательно поможет. Церковь — не институт оказания духовных услуг. И это печально, что кто-то, обращаясь к Богу или, делая пожертвования, ждет в ответ быстрых позитивных перемен. При этом мне самому как-то довелось освещать станок на предприятии, и я был поражен реакцией иностранных гостей на этом событии и самих работников. Они уверены, что сделали станок качественно, но есть некий фактор икс — и для них это Бог. Они сказали: «Мы на опыте знаем, как техника работает с освящением и без». Только вместе человеческий труд и Божья благодать могут дать что-то полезное.
Кстати, некоторые люди воспринимают освящение объектов военной промышленности как благословение на убийство, местная епархия объясняет, что церковь благословляет христолюбивое воинство на защиту своего Отечества. Молитва обращена не на сваренные куски железа, а на человека, — чтобы когда он прикасался к оружию или технике, чувствовал духовную ответственность перед Богом и своим народом. То есть, по мнению священнослужителей, они вдохновляют не на войну, а на защиту своего Отечества.
Святой водой — на квартиры и гаджеты
Участие РПЦ всегда было активным в таких мероприятиях, как запуск подлодок или ракет, однако в интернете все чаще звучит мнение, что государство становится менее светским, — такие мысли появляются, когда представители епархии публично заявляют, что освоение космоса или проведение военных миссий зависит от Бога. Можно ли считать это какой-то новой ступенью в отношениях власти и церкви, нам ответили специалисты кафедры культурологии и религиоведения САФУ.
— Государство не может быть «более или менее светским», — комментирует Татьяна Кильдяшова, кандидат философских наук, доцент кафедры культурологии и религиоведения. — Согласно Конституции РФ «Россия является светским государством». На это неоднократно указывали и в своих высказываниях как президент Владимир Путин, так и Патриарх Кирилл. Активизация участия Русской православной церкви в светских мероприятиях и делах говорит о ее активной социальной позиции. Отдельные заявления, в том числе и представителей духовенства, могут носить субъективный характер с целью привлечь внимание к себе или какой-то общественной дилемме. А мнения могут существовать самые разные, в том числе и о том, что Земля плоская...
Сегодня освящают не только подлодки и ракеты. Из разговора с представителями местной епархии мы узнали, что люди просят окропить святой водой квартиры, машины и даже гаджеты. Откуда появляется желание освятить смартфон — так меняется религиозный менталитет?
— Люди испокон веков стремились обрести защиту и спокойствие, — обращались за этим к духам, божествам, Богу. Православная церковь предлагает свои механизмы обретения бытийственных основ, а к какому обратиться духовному бдению, молитве и посту или к освящению квартиры, машины и тому подобное — это выбор самого человека, — считает Татьяна Кильдяшова. — Как и любой культурный институт, религия изменяется, адаптируется к современным условиям, в противном случае она бы превратилась лишь в воспоминание.