Специально для настройки инструмента в Архангельск приехал директор российской технической службы фирмы-изготовителя Steinway & Sons Владимир Спесивцев. Чтобы подготовить рояль, ему понадобилось два дня.
Рояли фирмы Steinway & Sons являются одними из самых качественных и дорогостоящих. Бюджетные линейки этого производителя стоят два-три миллиона рублей. Архангельску концертный рояль модели D-274 обошелся примерно в 10 млн рублей. Каждый инструмент этой модели изготавливается индивидуально, причем большая чась работы происходит вручную. Сам рояль состоит из 12 000 деталей.
В архангельском драмтеатре инструмент появился меньше месяца назад при поддержке Алексея Кудрина, Дмитрия Маликова и фонда Валерия Гергиева. Директор театра Сергей Самодов описывает появление такого инструмента как «предновогоднее чудо».
Владимир Спесивцев готовил рояль два дня. Полностью завершив настройку, мастер покинул Архангельск.
— Производство рояля занимает год. Хотя подготовка материалов ещё занимает, может быть, несколько лет. Заготавливается дерево, сушится на открытом воздухе, а потом доводится до кондиции в помещении на сушилках, — рассказал Владимир Спесивцев.
Инструмент очень чутко реагирует на состояние воздуха, поэтому хранить его надо при определенной температуре и влажности. Если воздух слишком сухой, рояль начинает терять строй и может потрескаться. Чтобы этого избежать, в архангельском театре драмы заказали специальный сейф, способный поддерживать необходимые условия для благоприятного содержания рояля.
На сегодняшний день в России есть около сотни роялей Steinway. Но в стране существует всего несколько специалистов, способных настроить инструменты такого уровня.
— Так как у нас настоящего производства роялей нет, значит, кадров, которые их собирают, производят и обслуживают, тоже нет, а если и появляются, то их явно не хватает, и квалификация пока тоже не на высоте. По крайней мере, для таких инструментов, — прокомментировал отсутствие настройщиков в России Владимир Спесивцев.
Звучание архангельского рояля Владимир охарактеризовал как «гармоничное и округлое», причем звук при тихой игре «красивый и бархатный», а при громкой «яркий, звонкий, с оттенком металла». Руководство драмтеатра говорит, что прикасаться к роялю смогут только именитые профессиональные музыканты.