Несколько дней назад в сети появилась информация о том, что жители Архангельска, Северодвинска и Новодвинска могут получить айфоны и другие дорогостоящие призы, придя на избирательные участки 18 марта. Как будущие селфи северян связаны с выборами губернатора Свердловской области и помогут ли «яблоки» явке — в материале 29.ru.
У организаторов для жителей Поморья наготове есть 42 приза: по 3 экземпляра восьмого iPhone, планшета iPad, часов Applewatch, игровой приставки Sony PS4, камеры GoPro, а также гироскутеры и велосипеды на Архангельск, по 2 на Северодвинск и один на Новодвинск. Чтобы их получить, нужно прийти 18 марта на участок, сделать фотографию и выложить в социальные сети с соответствующими хештегами. Выбирать победителей будут «лайками» на сайте конкурса.
Мы решили узнать подробнее об организаторах, условиях получения призов и позвонили по указанному в объявлении номеру. Девушка на другом конце провода представилась Марией. Она рассказала, что организатором является некое некоммерческое партнерство, а призы «куплены за счет спонсорских средств — в проект вложились неравнодушные люди с активной жизненной позицией». Что за партнерство, Мария не говорит. Мол, пока еще «утрясаются детали». Подробную информацию пообещали раскрыть только через несколько дней.
Предвыборный аукцион невиданной щедрости, судя по всему, — часть так называемого «Голосовача» — акции, которая ранее уже проходила в других регионах. Ее основная цель — повышение явки. Придумали это в Центре прикладных исследований и программ. В начале своего пути «Голосовач» был не так щедр, в каждом городе-участнике было по три победителя. В этот раз акция планируется в разы масштабнее — в одном только нашем регионе будет 42 победителя.
В 2017-м айфонами избирателей заманивали, например, на участки на выборах губернатора в Свердловской, Омской и Пермской областях. В разных регионах он показал себя по-разному. Издание Znak.com пишет, что в некоторых областях проект дал прирост явки до 6%. Что касается Поморья, то, по мнению политолога Андрея Чуракова, вряд ли этот конкурс сможет повлиять на электоральную активность.
— Понятно, что данная акция, во-первых, придумана не в Архангельске, а политтехнологами в Москве, — комментирует Чураков. — Понятно также, что данная акция призвана попытаться повысить явку на предстоящих президентских выборах прежде всего в возрастной категории 18–25 лет. В принципе, я думаю, в больших городах-мегаполисах, где есть некие устоявшиеся традиции взаимодействия молодежи и органов власти, там, конечно же, эта акция какой-то эффект будет иметь. Что касается Архангельска и Северодвинска, то в количественном выражении эта идея добавит сто человек на участках, не более того, а в области населению вообще и в голову не придет участвовать в этом мероприятии, поскольку все понимают, что шанс получить какой-то ощутимый подарок равняется шансу победы на выборах, например, кандидата Сурайкина.
Кроме того, Чураков выразил сомнения по поводу прозрачности проведения данной акции. По его словам, в нашем регионе «никто не будет заморачиваться проверкой».
Любопытно, что одно из условий участия в конкурсе и, соответственно, получения приза — голосование за одного из кандидатов на пост президента России. Только вот как проверить факт голосования, не понятно.