В последние недели вокруг ямочного ремонта автомобильных дорог в Архангельске разгорелось немало споров. Кто-то возмущается неэффективным использованием бюджетных средств на латание дыр, другие, наоборот, называют ямочный ремонт единственно возможным вариантом поддержания автодорог в более-менее проезжем состоянии.
В конце прошлой недели корреспондент 29.ru проехал по некоторым архангельским дорогам, чтобы своими глазами убедиться: ямочный ремонт в его сегодняшнем виде опасен и угрожает автомобилистам.
В этом году на ямочный ремонт автомобильных дорог города выделено всего 26 миллионов рублей. На 10 миллионов рублей меньше, чем годом ранее, и почти в 2 с половиной раза меньше, чем в 2016 году. Можно подумать, что дороги Архангельска стали лучше и в ремонте не нуждаются. Однако ситуация говорит об обратном: безопасный проезд по многим дорогам города практически невозможен.
Власти утверждают, что ямочный ремонт — временное краткосрочное явление.
— Прежде всего, важно понимать, что ямочный ремонт как вид дорожной деятельности — мера временная и отличающаяся лишь краткосрочным эффектом. Она ни в коем случае не может заменить собой полноценный дорожный ремонт, и тем более капремонт, — пояснил министр транспорта области Вадим Кривов.
В своём обзоре мы не стали разделять ямочный ремонт, выполняемый в рамках муниципального контракта и в рамках гарантийных обязательств.
Проспект Советских космонавтов
Этот проспект в центре города можно назвать самым фееричным объектом ямочного ремонта. Одна из центральных магистралей Архангельска полностью ремонтировалась менее четырёх лет назад, но уже в прошлом году на довольно больших участках дорожное полотно пришло в негодность. В результате подрядчик был вынужден выполнять гарантийный ремонт.
В этом году ситуация усугубилась. Опасностей на дороге стало больше, главная из которых — многочисленные ямы и провалы. Одну из таких ям решили устранить… нет, не с помощью литого асфальта или струйно-инъекционным методом, а с помощью брусчатки.
Долго ли простоит такая «заплата» на участке между улицами Шубина и Комсомольской, неизвестно. Как неизвестно и то, кто же выполнял данный ремонт — подрядчик или сердобольные автомобилисты. Однако стоит отметить, что ремонт (желательно капитальный) требуется всему проспекту.
Улица Маяковского (на участке от набережной Георгия Седова до Никольского проспекта)
Эта улица, по всей видимости, дождалась ямочного ремонта лишь по одной причине — в минувшие выходные здесь проводилась легкоатлетическая эстафета. Поэтому к заделке ям на дороге рабочие отнеслись без особого рвения. Устранены лишь большие деформации и повреждения. Причём нам не удалось увидеть следы обрубки краёв ям, что предусмотрено муниципальным контрактом. Это, в свою очередь, может сказаться на качестве ямочного ремонта и сроках следующего ремонта.
Причём тотальной заделки ям на улице Маяковского не было. Чем руководствовались рабочие, неясно. Дело в том, что часто одну яму заделывали, а другую оставляли без внимания. О ремонте потрескавшегося асфальта речи и вовсе не шло.
Улица Смольный буян
Участок улицы Смольный буян от проспекта Обводный канал до улицы Тимме был построен в 2006 году. С тех пор он капитально не ремонтировался, хотя гарантийный срок эксплуатации дороги — всего пять лет. Как результат — дорога сегодня только чудом обеспечивает проезд автомобилей и напоминает собой лоскутное одеяло, составленное из многочисленных заплат ямочного ремонта. Часто новая заплата устанавливается вплотную или поверх старой.
Впрочем, как и на улице Маяковского, здесь устранены далеко не все деформации дорожного полотна. Остались многочисленные ямы, которые реально угрожают безопасности дорожного движения.
Особенно опасен этот участок потому, что на него заезжают автомобили, идущие с трассы М-8 с повышенным скоростным режимом. Перестроиться на новые дорожные условия, особенно если ты ехал за рулём несколько часов, сложно. Отсюда и регулярные происшествия, связанные с пробитыми колёсами и помятыми дисками.
Набережная Северной Двины (от Ленинградского проспекта до улицы Урицкого)
Испортить или исправить участок этой автодороги ямочным ремонтом практически невозможно. Дорога капитально ремонтировалась примерно десять лет назад, а потому здесь проявились все «прелести» старой дороги: колейность, ямы, трещины, разрушение бордюрного камня и т.п.
Наиболее глубокие ямы заделаны с помощью литой асфальтовой смеси, но в некоторых местах при застывании она немного «просела». Из-за этого появились новые микроямы, которые по большому счёту не опасны для автомобилистов, но создают дискомфорт при движении.
При этом во время исследования нам не удалось обнаружить следов обрубки краёв ям, то есть технология ямочного ремонта здесь заключалась, скорее всего, в простой заливке ям специальной асфальтовой смесью.
Улица Воронина
Проезжую часть на улице Воронина тоже сложно испортить или исправить с помощью ямочного ремонта. Однако к ремонту этой дороги подрядчики подошли чуть более ответственно. В частности, нам удалось обнаружить следы обрубки краёв ям, что прямо прописано в муниципальном контракте. Это вселяет надежду, что данные заплаты простоят чуть дольше, чем на других автодорогах.
Однако при ремонте не всех выбоин обрубались края. В большинстве случаев подготовка ямы к ремонту не осуществлялась.
Добавим, что гарантийный срок эксплуатации дороги после ямочного ремонта составляет полтора года. В течение этого срока установленная на дороге «пломба» должна выстоять. И, как показывает практика, заплаты выдерживают полуторагодовой период. Однако из-за постоянной ударной нагрузки разрушаться в это время начинает смежные с заделанными ямами участки, на которые гарантийные обязательства не распространяются. Это значит, что на ремонт одной и той же автодороги в Архангельске деньги можно выделять бесконечное число раз.