На Архангельском молочном заводе, входящем в агрохолдинг «Белозорие», продолжается масштабная модернизация производства. В этом году реконструировано отделение по производству живой закваски, на очереди — участок приготовления кисломолочных продуктов. Высокоэффективное оборудование позволяет организовать технологический процесс «закрытого потока» с минимальным влиянием человеческого фактора на конечный продукт.
Планомерная реконструкция стартовала несколько лет назад, в преддверии вступления России в ВТО — новые стандарты и требования серьезно ставили вопрос скорейшего переоснащения производства.
Начали с замены системы холодоснабжения предприятия — компрессорной установки. Ранее она работала на вредном аммиаке, теперь новая функционирует на фреоне. С помощью установки производится «ледяная вода», необходимая для охлаждения готовой продукции.
Еще одна глобальная модернизация затронула котельную. Теперь здесь чистота, как в операционной, хотя парогенераторы используют в качестве топлива мазут. В случае необходимости ее даже можно перевести на газ.
Следующие уже пройденные этапы — цеха, современные упаковочные линии, фасовочные автоматы, холодильные камеры, пенная станция наружной санитарной обработки оборудования, санпропускник.
— Наиболее важная составляющая цикла производства пищевых продуктов — соблюдение чистоты. В значительной степени качество продукции зависит от того, в каком состоянии находится оборудование. Гигиенические и санитарные стандарты постоянно меняются и постепенно приближаются к полной стерильности. Раньше выполнить это требование было невозможно, так как моющие станции были примитивными, все необходимые параметры приходилось поддерживать вручную. Сейчас это большой автоматизированный комплекс по безразборной мойке, то есть в закрытом потоке, обработке всех линий, технологического оборудования, емкостей, — говорит технический директор АО «Молоко» Александр Кузьмин.
Серьезные изменения произошли в технологии пастеризации, сепарирования и охлаждения молока. Чтобы продукт имел однородную структуру без видимых вкраплений жира, применяются специальные установки — гомогенизаторы. При отсутствии гомогенизации на поверхности молока образуется слой отстоявшегося жира, что является технологическим нарушением.
То же самое можно сказать о кормовом запахе молока. Чтобы молочная продукция не имела посторонних, несвойственных ей привкусов, сырое молоко подвергается деаэрации. Во главе угла по-прежнему стоит забота о покупателе — безопасность и сохранение всей пользы молочных продуктов.
Щадящая пастеризация, при которой сырое молоко нагревается до 76–82 градусов, позволяет оставаться молоку «живым», сохранять витамины и минеральные вещества, а немецкий сепаратор-бактофуга обеспечивает очистку молока не только от механических примесей, но и от спор патогенных микроорганизмов. Такое молоко при соблюдении температурного режима хранения 2... 6 ºС не скисает в течение заявленного на упаковке срока годности. И это очевидно — чем меньше в продукте патогенных организмов, тем дольше будет храниться молоко.
Итог реконструкции производства уже смогли оценить потребители молочной продукции «Белозорие» и «Радостино». Результаты достигнуты как по органолептическим, так и по микробиологическим показателям. Говоря простым языком — будь то кефир, молоко или творог — он одинаково вкусен и полезен в любое время — летом, осенью, зимой и весной. Стабильность качества «живых» молочных продуктов — главный показатель успешного производства.
- Комплексная программа реконструкции и модернизации АО «Молоко» разработана и утверждена в 2011 году, когда доходность предприятия прилично увеличилась, появилась финансовая возможность для масштабных изменений, — отмечает председатель совета директоров компаний агрохолдинга «Белозорие» Станислав Матвеев. — В целом инвестиции в производство АО «Молоко» за последние годы превысили 500 миллионов рублей, а с момента приобретения завода объем вложенных средств составляет 730 миллионов рублей. Все эти годы прибыль реинвестируется в развитие предприятия. Принятая стратегия развития показала свой результат: если бы в свое время мы не начали меняться, конкурировать с производителями молочной продукции из других регионов бы вряд ли смогли. Сегодня мы с уверенностью заявляем — продукция АО «Молоко» натуральная, безопасная, вкусная!
АО «Молоко» — лидер регионального рынка молочных продуктов, объем продаж готовой продукции достигает 24 — 27 тысяч тонн в год. С 2000 года этот показатель вырос в несколько раз. В модернизацию и реконструкцию завода (2011-2017 годы) инвестировано 510 миллионов рублей. Сегодня у АО «Молоко» 1830 клиентов, количество работников — 260 человек. Предприятие является лауреатом и дипломантом отраслевых и всероссийских конкурсов, молочная продукция неоднократно завоевала гран-при на ВДНХ. Имеет общественную награду «Достояние Севера».