Сегодня 29 мая — в день ветеранов таможенной службы, — мы познакомились с главным государственным таможенным инспектором отдела таможенного контроля после выпуска товаров. Ветеран Архангельской таможни Владимир Синица рассказал сайту 29.ru, какая контрафактная продукция чаще всего приходит в наш город, какова судьба санкционных товаров, и как он и его коллеги ведут борьбу с контрабандой.
Наш респондент Владимир Синица скоро отметит 25-летие своей службы в Архангельской таможне, в отделе контроля после выпуска товаров он трудится 14 лет. Специалисты этого подразделения выявляют различные нарушения таможенного законодательства: занижение таможенной стоимости, несоблюдение запретов и ограничений на ввоз, недостоверные сведения о товарах, уклонения от уплаты таможенных платежей.
Оборот товаров на внутреннем рынке работники таможни контролируют в тесной связке с другими госслужбами — Россельхознадзором, Роспотребнадзором и прокуратурой.
— Вместе с этими структурами мы, к примеру, выявляем санкционную продукцию, — комментирует Владимир Синица. — Речь идет о продуктах, ввоз которых запрещен на территорию Российской Федерации по указу Владимира Путина. Часто попутно с выявлением санкционной продукции контролирующие органы выявляют и другие нарушения, — например, отсутствие или недостоверность маркировки. Как правило, продавцы скрывают информацию, где все это приобрели, частый ответ — «в Москве на оптовом рынке». Конечно, такие товары, привезенные непонятно откуда, могут быть опасны для человека. Чаще всего из запрещенных на территории России товаров приходят в Архангельск яблоки, сливы, томаты и шампиньоны. Все это уничтожается, — такова инициатива федерального правительства. Решение об уничтожении санкционной продукции принимается незамедлительно при установлении нахождения ее в обороте.
Санкционные продукты вывозят на полигон твердых бытовых отходов Архангельска, который расположен в районе Окружного шоссе. Там запретные плоды утилизируют — давят трактором. Все фиксируется на фото- и видеокамеры, за этим наблюдают сотрудники прокуратуры и журналисты. За 2017-й и 2018-й годы Архангельская таможня выявила более 15 тысяч килограммов продукции без маркировки. И более четырех тысяч килограммов — санкционки.
— За этот же период мы выявили более двух тысяч единиц товаров с признаками контрафактности, — уполномоченными органами МВД России были возбуждены дела об административных правонарушениях, — комментирует Владимир Николаевич. — То есть речь идет о товаре, который уже в обороте. Вместе с полицией мы проводим проверки и находим товары с признаками контрафактности. Чаще всего в Архангельск таким тихим образом приходят кроссовки популярных брендов — Nike, Reebok, Puma и Adidas. В меньшей степени — верхняя одежда, как футболки и куртки. Подделку видно невооруженным глазом, это продукция не лучшего качества, — при отсутствии у продавца документов о приобретении и ввозе контрафактных товаров, в этом начинает разбираться полиция.
Подозрительный взгляд таможенников падает не только на кроссовки, но и на шубы. Сотрудники контролируют оборот меховых изделий на внутреннем рынке. Специалисты выходят на нарушения порядка применения маркировки меховых изделий контрольными идентификационными знаками. Эти нарушения как раз сообщают о том, что меховые изделия могли быть ввезены на таможенную территорию ЕАЭС незаконно. За 2017-й и 2018-й годы прошло семь таких проверок, в четырех — выявлены нарушения, и на 51 меховое изделие органами Роспотребнадзора наложен арест.
Еще сотрудники Архангельской таможни препятствуют незаконному ввозу алкогольной и табачной продукции, — недавно завершили проверку в одном из магазинов Архангельска, где продавались табачные изделия без акцизных марок, что говорит о незаконности ввоза. Почти 500 пачек было изъято.
— Товары изъяты из оборота и на период проверки помещены на склад временного хранения таможенного органа, — комментирует Владимир Синица. — По завершению таможенной проверки и установлению сумм, причитающихся к уплате таможенных платежей, представителями Роспотребнадзора за незаконный оборот табачных изделий возбуждено дело об административном правонарушении. Судьбу изъятых вещей решает суд, пока что товары будут на складе до вынесения судебных решений.
— А как на все эти проверки реагируют потенциальные нарушители?
— Если это большие сетевые магазины, — обычно они открыты для таможенного контроля, предоставляют все необходимые документы сотрудникам Архангельской таможни, Роспотребнадзору и Россельхознадзору, часто на таких проверках присутствуют представители органов прокуратуры. Гораздо сложнее идет работа на складах, которые принадлежат частным предпринимателям. Иногда мы натыкаемся на сильную волну негатива, как-то раз меня и моих коллег буквально окружила толпа людей, которые хотели воспрепятствовать проверке, однако наша задача — не допустить конфликта. Бывает, приходится привлекать бойцов СОБР, которые обеспечивают силовое прикрытие всех операций, проводимых по линии Федеральной таможенной службы. Когда сопротивляющийся продавец видит отряд парней в касках и с автоматами, диалог идет по-другому. Либо привлекаем полицию. Но еще раз повторю — открытых конфликтов не было, силовики нужны как поддержка.
Владимир Синица считает свою работу разнообразной: вчера проверял законность перемещения товара на таможне, сегодня — идет на внутренний рынок. Ситуации возникают похожие, но обстоятельства всегда разные.
— В этой работе не может быть формального подхода, — уверен он. — Главное понимать, что все эти мероприятия, — не для наших бумаг и таблиц. А для пользы людям. Тогда появляется здоровый интерес и желание добиться истины. В день ветеранов таможенной службы я желаю коллегам сохранить этот настрой, будьте здоровы и продолжайте свое важное дело.