Думали вы когда-нибудь, что будет с полиэтиленовым мешком, который кидаете в мусорный контейнер? Что-то из него сгниет на свалке, другую часть хлама — ждет перерождение. Мы заглянули на мусороперерабатывающий комбинат, где отходы сортируют, прессуют и продают на переработку. Журналисты 29.ru узнали, куда отправляются «товары» на выходе с этого компактного предприятия, какие неординарные вещи находили на ленте рабочие, и что представляет собой сам процесс сортировки.
Пахучие горы разбирают вручную
Мы приехали на предприятие утром, в тот день 29.ru запустил прямой эфир с Архангельского мусороперерабатывающего комбината. Через пропускной пункт прошли на территорию — сюда доставляют мусор из Архангельска, Новодвинска и Северодвинска. Здесь уже во всю идет работа — у комбината более 20 единиц специализированной автомобильной и тракторной техники для вывоза мусора, перед нами подъезжает наполненный КАМАЗ. Машину быстро разгружают рабочие.
Комбинат довольно компактный, на входе расположилась продукция, уже готовая к продаже. И тут же по соседству растет большая пестрая гора из того, что накануне выкинули наши земляки: наушники, посуда, документы, протухшие овощи, пакеты, коробки, различные упаковки и прочий хлам. Уже здесь чувствуется неприятный запах, который усиливается внутри здания комбината, — все сотрудники одеты в униформу и носят специальные маски и перчатки. Мы находились на предприятии около часа, но даже за это время вся наша одежда сильно пропахла. Работники после каждой смены идут в душ.
Постепенно привезенные горы уменьшаются — трактором и вручную, с помощью обычных грабель, мусор помещают на ленту. Заполненная дорожка движется — она поднимает отходы в цех, где их рассмотрят с еще большим вниманием. Операторы-сортировщики разделяют мусор по категориям — бумага, картон, пластик, стеклянная и алюминиевая тара — все это складывается по отдельности. Если работники не успевают за скоростью ленты, они могут нажатием кнопки приостановить ее, но ритм все-таки быстрый — буквально за полчаса под цехом, где идет сортировка, из специальных люков вышли горы однородных отходов — пластик с пластиком, бумага — с бумагой, и так со всем, что в будущем можно будет переработать. А все металлические предметы с ленты притягивает к себе магнит.
Как правило, «вторички» бывает больше летом и после праздников. Мусор, который в будущем можно переработать, готовят к продаже. Все остальное — отправляется на свалку. Это сгнившие продукты или, к примеру, чей-то увядший букет роз, который мы заметили на ленте, — все то, из чего уже нереально сделать что-то новое. Еще здесь не сортируют пенопласт, а также вспененный полистирол — в такие лотки иногда упаковывают куриные яйца. Лента продолжает движение, и по ней все ненужное попадает в мусоровоз.
В нашей области четыре года действует программа по раздельному сбору мусора, которую запустил АМПК, — часть городского мусора проходит первичную переработку — благодаря этому на свалку идет меньше отходов, что сказывается и на экологической ситуации. Работники предприятия признаются, что сегодня загружены не полностью, — в теории могут принимать еще больше мусора.
— В городе и области появляется все больше контейнеров для раздельного сбора, — комментирует Валентина, инженер-эколог комбината. — Все больше приходит заявок от населения на установку таких площадок.
Кому Архангельск продает товары с помойки
Все, что отсортировано, формируют в своеобразные кубы — запресованные кипы. Такой куб в зависимости от того, какие внутри материалы, может весить от 200 до 500 килограмм. Каждая кипа должна соответствовать требованиям ГОСТа — это такой же товар, как буханка черного в магазине. АМПК продаёт вторсырьё в Вологодскую, Московскую, Ленинградскую, Ярославскую области и в Тулу. Туда уходят целые фуры мусора, прошедшего сортировку. Обычно партии копят, прежде чем продать. Так какой же мусор из Архангельской области здесь превращается в товар?
Конечно же, это макулатура, — картон разных видов и бумага с цветной и черно-белой печатью, использованные книги, брошюры, журналы, блокноты, тетради, записные книжки, плакаты и многое другое. На складе кубических мусорных «арт-объектов» замечаем, что макулатура тоже делится по категориям.
— Из макулатуры можно сделать туалетную и офисную бумагу, тетрадки или пазл, — комментирует инженер-эколог Валентина. — Один килограмм макулатуры может превратиться в три журнала. Макулатуру из Архангельска очищают от примесей и разделяют на волокна. Затем смесь сушат и раскатывают в рулоны. Рулоны разрезают для удобной транспортировки и отправляют на фабрику. Так мусор получает вторую жизнь. Были времена, когда предприятия становились банкротами и не могли выплатить нам деньги, — отдавали туалетной бумагой. Мы постоянно находимся в поиске новых предприятий-партнеров.
Еще один продукт на выходе — это полиэтилен разного цвета. Продукция тоже реализуется в кипах — кубы с прессованными пакетами обматывают для надежности проволокой. В тот момент, когда мы заглянули на склад, именно таких кубов тут было больше всего. А меньше всего — кип с алюминиевыми банками.
Наш «экскурсовод» — инженер-эколог Валентина говорит, что у предприятия есть много конкурентов из народа — алюминиевые банки из-под пива и сладкой газировки активно собирают лица без определенного места жительства и другие горожане. Отдельно сортируются бутылочки из-под бытовой химии: в них были спреи и лаки для волос, дезодоранты, пена для бритья и прочее. Каждая банка проверяется магнитом на предмет отбраковки при включениях железа в состав материала. При сортировке удаляется магнитящий ободок и крышка банок. Алюминиевые кипы могут весить от 80 до 100 килограмм.
— Алюминий может пройти даже несколько переработок, — комментирует Валентина. — Также из них делают различные детали. У нас на предприятии банки прессуются, а заказчик уже измельчает их и плавит, нагревая до температуры 750 ᵒС. А потом алюминий отправляется на завод, где из него сделают что-то на продажу — например, новую пивную банку. Металл, как и стекло, за это и ценится. А вот из пакета точно такой же пакет сделать уже не получится — выйдет тонкий и менее качественный.
Мы посмотрели на цены в разных городах, алюминиевая банка может стоить более 60 рублей за килограмм. Макулатура — около 5 рублей за килограмм. Пластиковые бутылки — от 10 рублей. Пластиковые емкости из-под шампуней, моющих средств, а также канистры — 7 рублей. Пленка — от 13 рублей. Лом ящиков из-под фруктов и овощей — больше 2 рублей, картон — около 4 рублей за килограмм.
Круги перерождения: из бутылки — в одежду
Продолжаем разбираться, что еще отправляется в другие города с наших помоек. В ассортименте товаров есть и пластиковая бутылка, их сортируют по цвету — прозрачные, зеленые, синие и желтые. Отдельно — коричневая бутылка. Отбор проходят бутылки из-под всех пищевых жидкостей, кроме растительного масла. Отдельно от этого тут собирают еще крышки от бутылок. Любопытно, что сегодня переработанные вторичные пластиковые емкости используют даже при разработке, к примеру, материалов для одежды. То есть не исключено, что ваша куртка на какую-то часть состоит из бутылки, которую в другом городе кто-то выкинул в урну.
На складе оказалось очень много кип с пластиковыми ящиками — из-под фруктов и овощей, которые привозят в магазины и общепиты. Еще один товар — полимерное сырье — канистры, тара из-под бытовой химии. Другая категория — полимерное сырье микс — отходы полиэтиленовых изделий. Также среди товаров — полипропиленовые мешки. Белые, плетеные, в основном из-под сахара, муки, мела. При наличии в ручках мешков капрона ручки отрезают.
— Еще комбинат продает в другие города черный металл, стекло и ветошь — это использованная спецодежда, фуфайки, валенки. Из вторичного стекла можно сделать банки, стекловату, дизайнерскую посуду и даже душевые кабины, — комментирует Валентина.
Забавно, что на ленте в АМПК могут оказаться вещи, которые не принято выкидывать, — к примеру, паспорта. Когда такое случается, администрация связывается с владельцем — уже не раз документы возвращали с помощью социальных сетей. Интересно сопоставлять между собой изначальную гору мусора с тем объемом после сортировки, который в итоге отправляется на свалку, — это в несколько раз меньше. Вот так все, что кажется нам ненужным, становится здесь ценным вторичным сырьем для продажи. Как объясняют нам на предприятии — бизнес был бы более выгодным, если бы в России осознавали значимость переработки. Пока предприятия будут рубить леса или использовать другие природные ресурсы, мусор не будет востребован в полной мере.
— Это бизнес, тесно связанный с экологией, — комментирует наш гид по комбинату Валентина, — и сегодня нам удается привлечь внимание населения к проблемам этой сферы, в Архангельске установлено около 200 контейнеров для раздельного сбора мусора, и заявки от управляющих организаций продолжают поступать на АМПК.
Однако говорить о прорыве рано: в Архангельской области сегодня плохо развит рынок вторсырья, и что еще важно — нет единого для всех алгоритма управления отходами, как и экологической образовательной программы. Отсюда и появление несанкционированных свалок, и вывоз мусора на полигон без сортировки, и пассивность населения — многие горожане до сих пор считают, что в цветные контейнеры по отдельности кидать что-то без толку — все равно в кузове грузовика все смешается.