Дефолт 20-летней давности ударил не только по обычным людям, но и достаточно известным. Кто-то «сломался», а кто-то открыл новые пути своего развития. В других сферах. Мы уже рассказывали о жизни северян в те годы, но историй и мнений оказалось так много, что набралось на вторую «серию».
В 90-е годы прошлого века имя архангельского художника-карикатуриста Олега Хромова было известно, без преувеличения, на всю страну. Его работы публиковались не только в архангельских газетах, но и в центральных «Комсомольской правде», «Аргументах и фактах», местных газета по всей России.
Однако августовский дефолт 1998 года заставил Олега открыть новую страницу в своей биографии. Сельского жителя, фермера.
Как сегодня вспоминает Олег, накануне дефолта он работал художником в медиахолдинге АТК. В Архангельске снимал квартиру. Августовский дефолт застал врасплох и переформатировал все творческие и жизненные планы.
— Из АТК меня, скажем откровенно, просто вышвырнули. Другой работы не было, денег не было, квартиру снимать не на что. Благо было хозяйство в Холмогорском кусте, так я оттуда возил на автобусе в рюкзаке картошечку на городской рынок, умудряясь при этом зачастую проезжать «зайцем» (надо же было как-то выживать). Продержался в городе с августа до декабря, но платить за жильё нечем. Перспектив заработать никаких, поэтому под Новый год вернул ключи хозяевам, собрал манатки и укатил в деревню.
Однако через некоторое время Олега «нашёл» сдатчик квартиры, проживавший в Москве, и «наехал»: «Где деньги?» Однако после разговора и объяснения ситуации решил долг с Олега не брать: «Отдал ему, сколько было, за полмесяца, кажется, на том и разошлись с миром».
— Должно быть, многим тогда досталось, и эту шкуру безработного на себя примерили, Но, что удивительно, люди всё же оставались людьми. Не все, конечно, но многие остались, — вспоминает Олег.
Полностью переехал в деревню, переосмыслил, сделал новые выводы и стал строить новые планы.
«У леса жить — голодному не быть», — говорили в старину. Поэтому завёл художник козу, выращивал картошку, овощи, с леса носил клюкву и грибы, начал рисовать новые, свободные от АТКашной цензуры карикатуры.
Появление интернета открыло перед ним новые возможности. Стал искать деньги на покупку компьютера, чтобы через Сеть на просторы России выходить. Денег не было, поэтому пришлось походить по архангельским компаниям, чтобы деньги на покупку компьютера найти. Но всё тщетно.
— А в одной фирме, крупнейшей ныне строительно-инвестиционной компании, манагеры ещё и оригиналы карикатур украли. На тему бомбёжек Югославии рисунки были, антиНАТОвские, жалко очень. «Скотный двор», что и говорить, прям по Оруэллу, — вспоминает Олег.
Денег взаймы на компьютер и сканер Олегу Хромову дал... тогдашний губернатор Анатолий Ефремов. Анатолий Антонович частенько был героем карикатур Олега Хромова, но тем не менее не обижался.
— Карикатуры на Ефремова не такие жесткие были тогда, как на нынешних, но и губернатором-то был настоящий мужик, наш, свой, не тряпка и не засланец. Через несколько месяцев я на карикатурах подзаработал, «кредит» губернатору вернул, правда малость подзадержавшись — с подключением интернета месяц провозились, я ж поди первый интернетчик в районе был, — с улыбкой говорит Олег.
Уже несколько лет художник наблюдает за политическими процессами со стороны, из глубинки. Всё увиденное отражает в карикатурах. Говорит, что из деревни всё видится по-другому, и в этом есть свои плюсы.
— Но благодарить дефолт за новые возможности для себя никак нельзя, это лишь способность к выживанию. В другой ситуации, возможно, было бы всё иначе. А вот за левые, а позднее и коммунистические взгляды, которыми я заразился после возвращения в деревню, за это дефолту — спасибо. Поэтому мне так нравится мексиканская поговорка «Они хотели нас похоронить, но они не знали что мы семена», — подытоживает Олег Хромов.
Следите за новостями и подписывайтесь на наш телеграм-канал.
Святослав Михайлов