«Почта России», Пенсионный фонд России, налоговая — все эти места вызывают у меня лишь раздражение. Бесконечные очереди, ужасное обслуживание, бесполезная бюрократия — всё это уже стало привычным и обыденным.
Поэтому такую реакцию вызвало у меня знакомство с таможней. Бес попутал меня купить музыкальное оборудование за 500+ евро. А с 2019 года это считается превышением лимитов на беспошлинный ввоз. То есть мои посылки захватила таможня.
Ничего не ведая о том, как это работает, 30 января я отправился на почту забирать посылочку — она пришла за день до этого. Потратил часок в очередях, ожидая, когда наконец женщина, что меня обслуживала, поможет своим сотрудникам в решении прочих вопросов (она оказалась начальником отделения). Кстати, странно, что её окошко № 11 находилось между 5-м и 6-м окном и не имело никаких опознавательных знаков.
В общем, я думал, что процесс автоматизирован — я плачу какой-то налог за превышение беспошлинного лимита, а затем получаю посылку.
Ха! Как бы не так.
Мне дали документы и отправили в таможню. Тут я тоже не знал, что меня ждет. Вот, думаю, схожу после работы. Но зачем быть клиентоориентированными в госструктурах, верно?
Таможня находится далеко не в центре. От моего дома или от редакции 4 и 5 километров соответственно. Режим работы таможни — с 8:30 до 17:30. Ну и как вишенка на торте — перерыв на обед. Куда же без него, конечно.
Хотя меня это порядком взбесило, я всё равно не терял оптимизма. Пришел с утра, опять же думая, что достаточно лишь один раз сходить да оплатить налог.
Пффф! Мне дали подписать бумажку на пару строчек и сказали, что теперь я должен вместе с таможенником вскрыть мою посылку. Разумеется, в рабочее время.
Вскоре мне позвонил инспектор и пригласил на почту. Мы прошли в подсобку, появился кинолог с собачкой. Таможенник сфотографировал мешок со всех сторон, затем коробку внутри. Всё проверили с собакой. Потом меня заставили вскрывать коробки и доставать всё, что в них находилось.
Знаете эту радость, когда вскрываешь посылку, радуешься плюшкам от производителя, предвкушаешь, как сейчас будешь использовать вещь? Это чувство пришлось отдать вместе с налогом.
Коробки и содержимое фотографировали со всех сторон. Внутри был каталог от производителя и инструкция на двух языках — английском и немецком. И таможенник стал фотографировать каждый листок.
И тут мне стало очень стыдно там находиться. Передо мной разворачивалось безгранично глупое и ненужное действие. Настоящий перформанс, посвященный ужасам бюрократии. И я невольно стал соучастником всего этого. Кто я такой в собственной стране, когда мою посылку, которую я купил за свои деньги и отдал за неё налоги, обнюхивают с собаками, вскрывают и тщательно осматривают? Неужели я практически террорист, если покупаю товары дороже 500 евро?
Чтобы совсем не грустить, я попытался узнать у кинолога и таможенника — а в чем смысл? Почему посылка за 499 — это нормально, и я мог бы уже играть на своем новом синтезаторе да подарить матушке наушники, а посылка за, например, 501 евро — это ужасно и аморально? Зачем это нужно? Должны же они спрашивать себя — зачем они это делают?
Но они не знали ответ на мой вопрос.
Затем целый день таможенник готовил акт, после чего меня снова пригласили в таможню. Там меня снарядили заполнять целую кучу бумаг. Например, я должен был написать, сколько весит каждый из четырех товаров в моей посылке. Сказали — придумай что-нибудь. Здорово же!
Мне дали реквизиты, куда я должен перечислить налог. И предложили самому высчитать, сколько я должен им платить. А они тем временем отправят запрос на почту — а вдруг я за месяц заказывал еще что-нибудь? Сказали, что такая проверка займет от 3 до 7 дней. Просто на то, чтобы узнать, заказывал ли я что-нибудь. Ну и напоследок совсем меня подбодрили. Сказали, что мне следует продлить хранение посылки. Она должна была лежать до 14 февраля. Кстати, это платная услуга. Здорово, что в том числе и за мой счет Подгузов может позволить себе квартиру за миллиард.
Видимо, запрос на проверку таможня тоже отправляла «Почтой России», потому что туда он пришел только спустя два дня. Тем временем мне позвонили из таможни и даже сказали, сколько я должен заплатить им. А я еще возмущался, что они не клиентоориентированы! Беру свои слова назад.
В промежутке я решил погуглить, что люди пишут. Про «Почту России», ПФР или налоговую можно найти много негатива и обсуждений. Но, как ни странно, про случаи, подобные моим, вообще никто не говорит.
Ну и тут я совсем заорал. Оказывается, с 2020 года беспошлинный лимит опустят до 200 евро! Это 15 тысяч рублей. За такие деньги вообще ничего нельзя купить из музыкального оборудования, что я обычно заказываю. Кроме того, в головах чиновников бродит идея снизить лимит до 20 евро, «Почта России» предлагала брать пошлину с товаров дороже 50 евро, а таможня вообще выступала за пошлину за любые товары из-за рубежа. Здорово тогда заживем ведь!
Еще я не могу целый месяц заказывать посылки даже за несколько евро — опять начнется эта тягомотина, потому что стоимость посылок суммируется в течение месяца. То есть, если вы закажете одну посылку за 450 евро, а другую через две недели за 60, придется проходить такую же процедуру, как и я.
Затем я пришел в таможню, где сидел и письменно объяснял, зачем же я, гад такой, заказал себе синтезатор. Причем ответ «для личного пользования» их не удовлетворил, и они попросили указать, что я «увлекаюсь музыкой». Также я должен был написать, заказывал ли я что-нибудь из-за границы в течение месяца. Хотя они сами пробивали это по почте и знают, что нет! Или, например, вопрос, индивидуальный ли я предприниматель. У них же есть мой ИНН, ФИО — это так легко узнать, разве нет?
Когда я заполнил письменное объяснение, мне предложили подождать полтора часа, пока они подготовят необходимые бумаги. Короче, я пришел на следующее утро еще раз.
Добавлю ложку мёда в бочку дёгтя в этой истории. Все таможенники, с которыми я столкнулся, были милыми людьми. Сложилось впечатление, что они специально такие покладистые, потому что люди рядом часто раздражаются. Неудивительно при такой структуре. К ним у меня никаких претензий нет — мои претензии только к системе.
Итог: посылка шла из Германии неделю и лежала в Архангельске 17 дней, прежде чем мне её отдали. Таможенные процедуры обокрали меня примерно на 1300 рублей и, что гораздо важнее, приблизительно на 5–6 часов моего времени, учитывая их местоположение и неудобный график, а также очереди на почте.
Очевидно, вся таможенная система нуждается в реформе. Но дождемся ли мы её? Или всё станет гораздо хуже, учитывая стремления «Почты России» и таможни к снижению беспошлинного лимита?
Ярослав Вареник