Эти люди редко выбираются в город, и уж тем более куда-то за его пределы. Для них это особенный день: одинокие пенсионеры из Архангельска и шумная компания из маймаксанского психоневрологического интерната в одном автобусе отправляется на экскурсию в «Малые Корелы». Эта поездка — глоток свободы и впечатлений за пределами двора медучреждения и стен социального жилья. Мы узнали, кто взял на себя эту миссию — радовать чужих бабушек и дедушек и «взрослых детей», про которых забыли близкие.
Чтобы выходили из палат и комнат
«Взрослые дети» — так по-доброму называют воспитатели психоневрологического интерната свою группу «туристов» — 18 мужчин. Самому молодому — 19. Самому взрослому — 64. Они запаслись мобильниками, некоторые фиксируют почти каждый свой шаг — на память. Вместе с ними в автобусе на «Малые Корелы» места занимают девять бабушек из дома ветеранов на Суфтина. Собрать всех для этой поездки удалось нашей землячке Елизавете Лочехиной, которая уже пять лет занимается волонтерской деятельностью, и сегодня она — координатор регионального отделения благотворительного фонда помощи пожилым людям и инвалидам «Старость в радость».
— В голове много планов, но не всегда всё реально воплотить. В прошлый раз, например, мы хотели вывезти за город людей на инвалидных колясках — для них это было бы огромное счастье. Но в городе и по области не оказалось крупных и комфортабельных автобусов, которые были бы оборудованы для инвалидов, — комментирует Елизавета Лочехина. — Это уже третья такая большая экскурсия в «Малые Корелы», и поездку нам помогло организовать туристическое агентство Olta Travel.
Главная цель таких поездок — помочь людям вырваться из уединения или привычной, не всегда радостной среды.
— Любая работа фонда направлена на повышение качества жизни пожилых людей и инвалидов, — говорит Елизавета. — Это делается, чтобы они выбирались из палат и комнат, знакомились с кем-то, получали новые эмоции.
«Я никогда не забуду, как счастлив был один дедушка, он прокатился на лошади в телеге. Был понурым, а после — расцвел. Радовался, как ребенок»
Организаторы специально набирают в группы участников из разных домов-интернатов, чтобы они могли познакомиться с кем-то, рассказать о себе и узнать о чьей-то судьбе. После прогулки на свежем воздухе, приятной компании, общего обеда, интересных экскурсий они возвращаются обратно другими людьми.
Когда находишь «свою» бабушку
Есть бабушки и дедушки, которые уже узнают Елизавету Лочехину. И даже ждут ее. Уже пять лет от фонда «Старость в радость» она ездит по области в дома престарелых с подарками и беседами, чтобы как-то порадовать одиноких стариков.
— Я и сама жду встречи с ними, — говорит она. — Встречают, как родную внучку, — замечают в первую очередь, похудел ты или потолстел. Смотрят, тепло ли ты одет. Есть бабушка, которая перед улицей укутывает тебя. Всех этих бабушек мы любим, кого-то за пять лет уже не стало, и поэтому хотелось бы чаще с ними видеться, но в то же время узнавать новых, кому тоже необходимо внимание. Люди остаются одни по разным причинам. У кого-то не было детей и внуков. Другие потеряли связь с родственниками. У третьих — погибли близкие. Как один дедушка — у него сгорел дом, он чудом спасся, а жена нет. Остался один, да еще и без ноги. Есть старички, которые считают себя обузой для семьи и сами принимают решение жить в доме-интернате. Узнавая их, чувствуешь в итоге ответственность. Тебя ждут, и ты не можешь не приехать. Иногда с нами едут волонтеры, которые хотят один раз помочь, но в итоге встречают там «свою» бабушку, и уже не могут прервать с ней связь.
Наталья Ивановна, одна из бабушек в «Малых Корелах», немного рассказала нам о своей жизни. Детей и внуков нет. Муж умер 30 лет назад. Тринадцать лет она отработала на заводе, — таскала доски. А потом ее «повысили до приемосдатчика». Но она смотрит назад без сожаления.
— Сама работу выбирала, чего жаловаться. А одиноких у нас в Доме ветеранов много. Так что поехать вот так прогуляться очень приятно. Хоть на Малые Карелы посмотрю — ни разу не была тут, да с людьми поговорю, — говорит пенсионерка. — Время, увы, такое сейчас: стариков вспоминают только на 9 Мая... И всё же старость у меня нормальная. Я не обижаюсь на судьбу.
«Молодежь, которая думает, как бабушек незнакомых порадовать без повода — это удивительно. Бывает, и родные внуки так не относятся»
«Друзей не много, и никто не навещает»
На свою жизнь не жаловались нам и участники поездки от от маймаксанского психоневрологического интерната. Один из них — Олег. Он много улыбается, в своей компании, как говорят, — рубаха-парень. Уточняет у попутчиков, все ли придут на ближайшую репетицию: готовят выступление к мартовским праздникам. Будут петь и танцевать для зрителей из других интернатов. Сам Олег попал в интернат в 2002 году.
— Там мы гуляем, телевизор смотрим, — рассказывает он нам про своё свободное время. — Взял с собой фотоаппарат сегодня. Буду снимать природу.
Еще один общительный попутчик — Влад. Ему 19 лет. Он вырос в детском доме и живет в интернате с прошлого года. В «Малых Корелах» он уже бывал, но все равно фотографирует почти всё, что встречает на пути: таблички, скворечники, картины в местном кафе. Кто-то пошутил, что Влад — человек-магнитофон. Они приехал в музей с портативной колонкой, в которой громко играла музыка, к примеру «Би-2»: «Если огонь пепел. Тень — это часть света. Счастье мое, где ты. Только в руках ветер. Был, а теперь нету. Счастье мое, где ты». Влад получает пенсию по инвалидности, как и другие молодые люди и мужчины. Кто-то тратит деньги на конфеты и игрушки, а он с каждого зачисления спешит отправить сумму любимой бабушке.
— Раньше моя бабушка ко мне часто приезжала, когда я был в детском доме. А теперь не ездит, — говорит Влад. — Она мне все время фрукты привозила. А в интернате у меня любимая еда — творожная запеканка. Друзей у меня там не много. Гуляем во дворе только с санитарами два раза день. С 11 до 12. И с четырех до пяти. Я люблю зиму. И праздники отмечать: 23 Февраля, Новый год и Масленицу. Санитары у нас хорошие — есть и молодые девушки, и мужчины. А ещё медсестры. Они все очень добрые. Помогают мне. А я им — иногда пол мою. Как-то я в деревне за деньги работал. А тут просто нравится.
Влад говорит, что в интернате ему скучно, поэтому на свежем воздухе он взбодрился и стал разговорчивее и веселее обычного. Как и с другими, воспитатели говорят с ним строго, но по-доброму.
«Они, как дети. Нашему интернату почти 16 лет, кто-то с нами с самого начала и всю жизнь проведет там»
— Конечно, порой они пытаются доказать, что сами смогут о себе позаботиться. И всё же взрослый мир со своими правилами — не для них, — говорит Ирина Николаевна. — А у нас в общении с ними одно правило: чем добрее ты к ним, тем добрее они в ответ. Они, как зеркало, реагируют. Если видят озлобленность — тоже сердятся. Это люди с разными ментальными особенностями и диагнозами. Иногда бывает непросто — кто-то не хочет слушаться или балуется, но к каждому нужен свой подход, — если найти его, работать несложно. У меня у самой четверо детей, поэтому мне легче их понять.
Сначала автобус проехался по маршруту с достопримечательностями Архангельска. Потом направился в «Малые Корелы». А после обеда, познавательной экскурсии и перекуса блинами на свежем воздухе туристы побывали в деревне Лявля. То ли громкоголосые путешественники устали, то ли у храма задумались о чем-то своем, но у Никольской церкви не кричали и говорили вполголоса. Многие молились и крестились — прямо на улице, двери храма в этот день оказались закрытыми.
Уже в автобусе Елизавета достает мешок с конфетами, в салоне ни одного ребенка, но есть ощущение, что мы в детском лагере, где вожатая раздает призы самым послушным и активным. Для нее тут каждый — самый.
Елена Ионайтис