Активисты экологического движения «42» недавно стали пластиквотчерами, то есть присоединились к большому исследованию Гринписа, в котором выясняют, каким бытовым мусором, в том числе пластиком, загрязнены прибрежные территории страны. О том, какой мусор обнаружился на пляже Бревенника и что нужно сделать, чтобы его там было меньше, рассуждает одна из лидеров «42» Анастасия Кочнева.
Тем, что вода в Северной Двине не соответствует санитарным нормам, никого не удивишь. Купаться в ней нельзя, пить без фильтра не стоит. В загрязнении мы привыкли винить целлюлозно-бумажные предприятия и канализационные стоки. Но как обстоят дела с тем, что воду загрязняет и бытовой мусор?
Активисты движения «42» решили это проверить и провели пластиквотчинг, то есть исследование мусорного загрязнения береговой линии. Нам было интересно посмотреть, какой мусор попадает со всех населенных пунктов и из центра Архангельска в Северную Двину, когда он не остается на берегу после шашлычно-алкогольных гулянок. Мы выбрали труднодоступный пляж на острове Бревенник.
На пляж, который был найден через Google Maps, не вела ни одна народная тропа. Мы пробирались через заросли, где даже трава была выше головы. Место действительно казалось диким и, на первый взгляд, даже чистым.
По методике исследования мы отмерили сто метров береговой линии и собрали весь мусор, даже небольшие кусочки искусственного происхождения — всё, кроме палок, камней и дохлой чайки. С «чистого» пляжа получилось пять мешков, всего 712 фрагментов. Ботинки, бутылки, капсулы от бахил, блестящее конфетти от городских фейерверков, палочки от чупа-чупсов, кусочки пенопласта … Вы же не думали, что все это исчезает бесследно после использования?
Самым сложным оказалось собрать и подсчитать полиэтиленовые фасовочные пакеты, веревки и остатки рыболовных снастей. Они запутываются вокруг палок и коряг, разваливаются на более мелкие части. Страшно представить, сколько их гниет в речных глубинах.
Далее весь мусор мы разделили на категории и подкатегории, скрупулезно подсчитали и записали в блокнот. 69% собранного мусора оказалось пластиком! Из этого количества 84% — пластиковые товары одноразового производства: это пакеты, упаковки, пенопласт и прочее.
Этот мусор смывается с берегов, приносится в реку с ливневой канализацией, с ветром, выбрасывается пассажирами судов. В воде пластик не разлагается, а разрушается на мелкие частицы микропластика.
Науке неизвестно, какое влияние это оказывает на экосистему реки и на наш организм. Пластик — новый материал, и его воздействие до конца не изучено. Но последние исследования уже обнаруживают частицы микропластика в рыбе и фекалиях человека.
Наши результаты стали частью большого всероссийского исследования Гринписа. Такое же исследование летом было проведено на Байкале и Куршской косе. Его результаты удивительно схожи с нашими: до 86% собранного мусора составляет пластик, из этого количества почти все (до 87%) — одноразовые пластиковые товары.
К концу октября мы узнаем, какой бытовой мусор больше всего загрязняет водоемы России. Вместе с Гринписом мы будем добиваться законодательного ограничения использования этих товаров и замены их на многоразовые альтернативы.
Но вы можете уже сейчас сделать так, чтобы ваш мусор не попадал в водоемы! Сдавайте все, что принимается на переработку, и откажитесь от остального. Замените фасовочные пакеты матерчатыми мешочками, используйте кружку вместо одноразовых стаканчиков и многоразовую бутылочку вместо покупки воды в пластике.
Согласны с автором?