«Больные птицы продолжают работать. Это нормально или всё-таки нет?» — с такими вопросом архангелогородка выложила в паблике во «ВКонтакте» видео, снятое в контактном зоопарке в Архангельске. У двух из четырех какаду — молуккского и желотохохлого — самоощип в тяжелой форме. Птицы выдирают свои же перья, а молукк еще и выклевал себе рану на груди. Мы обратились за комментарием к владельцу зоопарка, а также зоозащитникам, у которых есть опыт выхаживания пернатых пациентов.
«Впечатление в жизни неприятное»
Впечатления у архангелогородки, недавно побывавшей в этом зоопарке, не самые приятные. По словам женщины, она приходила с ребенком в «Мадагаскар» в воскресенье, кроме нее было еще двое посетителей — тоже мама и ребенок.
— Животные все голодные, это можно понять по тому, как они подбегают к клеткам и попрошайничают, — рассказала на условиях анонимности посетительница. — На видео, может, и не выглядит, что всё плохо, но впечатление в жизни неприятное. Животные так просят есть... Мы купили тарелку, когда заходили, и через 3 вольера я пошла и взяла ещё несколько тарелок. Тарелка еды у них стоит 50 рублей, и хватает её, чтобы 2–3 животных чуть-чуть подкормить. Естественно, это им всем на один зуб! Нет никакой зелени в зоопарке. В клетках нет ничего вообще, у некоторых даже воды, воняет жутко. Всего по минимуму, вольер к вольеру стоят вплотную.
Больше всего архангелогородку насторожили четыре попугая какаду. Двое из них выглядят, мягко говоря, неважно. Птицы страдают от самоощипа: выдергивают свои же перья. Молуккский какаду (тот, что с красным хохолком) особенно плох, на груди у него рана. Видимо, клювом птица разодрала кожу, когда выщипывала перья.
Рядом с клетками стоит табличка: «Попугаи в процессе лечения от самоощипа (не судите строго!)». На шею какаду надели картонный воротник — наподобие того, что надевают кошкам и собакам, чтобы они не лизали раны.
«Мы ее не прячем»
Мы спросили Владельца зоопарка Андрея Титова, что он думает о жалобах в соцсетях и призывах зоозащитников отказаться от посещения подобных мест. Критика в адрес зоопарка началась после случая с крокодилом. Тогда архангелогородец пожаловался в Россельхознадзор на условия содержания рептилии.
— Всё из-за угла получается. Одни приходят: сигарет набросают, денег, жвачки. Другие пришли: «Ой, у крокодила грязно». Там же не будешь постоянно стоять. Зацепились за крокодила — и дальше пошло: «Их надо закрыть». Птица больная — куда её? Мы её не прячем. Вот она — какая есть. Если бы мы работали по принципу передвижного зоопарка: «Заболел — да и хрен с ним», мы бы давно её ликвидировали, — утверждает Титов.
Молуккского какаду зовут Макарена, возраст птицы неизвестен. Хозяин утверждает, что самоощип практически не лечится. Только если поменять условия содержания или подсадить к ней птицу противоположного пола для создания пары. То и другое Андрей Титов уже попробовал, результата нет.
— Мы эту Макарену отдавали уже людям. Ну что, у ребенка началась аллергия — обратно нам принесли, — говорит он. — Насчет того, что она не летает, а сидит в клетке — это ерунда. Она была в Архангельске в частном доме, клетка была открыта. Как щипала, так и щиплет. Это почти не лечится никак. И у нас ветеринары в Архангельске знают кошечек, собачек, в лучшем случае — коров и козочек. Обезьяна заболела летом, меня не было, начали звонить по клиникам — все боятся. Одна только клиника нашла человеческого хирурга, он сделал обезьяне гипс. И она в гипсе проходила две недели. Гипс наложили, потому что она расковыряла рану. У нее мозги такие — она сидит и свою рану расковыривает. У нее и так один палец удален уже от этого расковыривания. Пришлось загипсовать, чтобы она не достала до этого пальца.
Больных попугаев Андрей Титов сравнивает с сумасшедшими или людьми с инвалидностью — ну что с ними сделаешь?
— Хорошо, я уеду летом в Анапу, у меня там дом, участок. Я на участке сделаю загородку, большой вольер, найду ей пару. Это еще не факт, что не будет продолжать щипаться. Это сдвиг. Я уже сказал: раз человек шизофреник, то оно не лечится уже никак. Вот наш малый желтохохлый какаду Ритка. Она у меня с 2006 года. Я ее купил в ужасном состоянии. Мне приходилось плоскогубцами выдергивать перья. Если старое ощипанное перо не выдернуть, новое не вырастет. Сейчас она в порядке. У нее просто периодами в голове что-то щелкает, она себя общипывает, — объясняет владелец животных.
По его словам, за год в зоопарке потомством обзавелись обезьяна и дикобраз, дважды детеныши появились у енотов.
— Было бы плохо в зоопарке, никто бы не рожал, — считает Титов.
«Такая аутоагрессия — это уже запущенный случай»
Видео с ощипанным попугаем мы показали зоозащитнику из Мурманской области Сергею Потаману. Он помогает архангельскому приюту для экзотических животных «Мата-Мата». Сергей помог нескольким попугаям, пострадавшим от халатного обращения их бывших хозяев — теперь птицы живут у него. Был среди них и молуккский какаду, который точно так же себя ощипывал. Его выходили, сейчас эта проблема практически не беспокоит птицу, хотя и случаются рецидивы.
— Самоощип — штука очень противоречивая. Проверили от клюва до хвоста, нашли проблему с суставами, пролечили — он вести себя так продолжил. Регулярно консультировались со специалистами, причём не только российскими орнитологами, а проблема остаётся, хоть и в меньшей степени. Настолько прошлые хозяева угробили птице психику. Какаду очень ранимые, — рассказывает о своем опыте Сергей. — То есть исключаем очевидные болячки, и если больше ничего нет, то это проблемы с головой. Все зависит от условий содержания, но важно помнить, что это социальные птицы. При недостатке общения у них начинаются психические проблемы. У нас есть какаду Гоффина. Владельцы (до них птица уже поменяла несколько хозяев) оказались намного заботливее и, поняв, что не могут справиться, отдали нам его бесплатно. Он почти полностью излечился от самоощипа, но бывает агрессивен к людям. Ну а молуккскому какаду, чтобы препятствовать рецидивирующему самоощипу, мы пошили очень плотный жилет.
Чтобы найти причину самоощипа, считает Сергей, нужно в первую очередь показать птицу орнитологу, а если нет возможности, то сделать рентген и сдать анализы. И крайне важно предоставить возможность для полетов, если птица в состоянии.
— Невозможность полёта негативно сказывается на здоровье и физическом, и психическом. Возможно, нужно скорректировать питание. А дальше уже плясать от рентгена и анализов. Такая аутоагрессия — это уже запущенный случай. Если рану грызть не бросит, то может повредить и внутренние органы, — прокомментировал Сергей видео с архангельским молукком. — В общем, не будут бороться хотя бы с симптомами — попугай с большой вероятностью погибнет. Случается, что попугаи повреждают себе даже внутренние органы с предсказуемым финалом.
К слову, молуккский какаду еще в 1960 году был занесен в Международную Красную Книгу из-за снижающейся популяции. Желтохохлому какаду, по мнению Сергея, тоже пора завершить карьеру выставочной птицы, за ним должны ухаживать опытные люди. Сергей Потаман предложил свою помощь архангельскому бизнесмену. Он был готов забрать и выходить больных попугаев либо отправить в Московский зоопарк, где содержатся такие птицы и есть необходимые специалисты. Но владелец зоопарка отказался. Он ответил, что птицы — это его собственность, и он сам решит, как с ними поступит.
К слову, молуккский какаду еще в 1960 году был занесен в Международную Красную Книгу из-за снижающейся популяции. Желтохохлому какаду, по мнению Сергея, тоже пора завершить карьеру выставочной птицы, за ним должны ухаживать опытные люди. Сергей Потаман предложил свою помощь архангельскому бизнесмену. Он был готов забрать и выходить больных попугаев либо отправить в Московский зоопарк, где содержатся такие птицы и есть необходимые специалисты. Но владелец зоопарка отказался. Он ответил, что птицы — это его собственность, и он сам решит, как с ними поступит.