В территориальной схеме по обращению с отходами прописано, что Архангельский мусороперерабатывающий комбинат (АМПК) должен отсортировать за 2020 год 110 тысяч тонн отходов — это максимальная мощность предприятия. При этом он обязан извлекать из несортированного мусора 15% полезных фракций, — то есть тех, которые можно будет отправить на переработку. С этими цифрами не согласен АМПК, который и обратился в областной суд с требованием изменить территориальную схему: для него это непосильные требования.
Ещё один момент, который не устроил АМПК — в терсхеме заложено количество тысяч тонн отходов, поступающих на сортировку, а затем поступающих оттуда на полигон несортируемого мусора — это значение меньше на 15% полезных фракций, которое должен отобрать АМПК.
— Мы не можем гарантировать, сколько поступит на полигон. Оно зависит от многих факторов — от климатических условий, от сезона, от того, внедрит ли правительство области раздельный сбор отходов, увеличив его долю. Эта доля может быть плавающей. Гарантировать, что мы именно столько направим на полигон — это невозможно предсказать, — заявил представитель АМПК Сергей Поспелов.
В суде участвовала прокуратура, представители областной администрации, Министерства юстиции, Министерства природных ресурсов и представители «Экоинтегратора» в качестве заинтересованного лица. По мнению представителей областного правительства, истец допустил нарушения при составлении иска — не указал, какие права и интересы нарушены и не сослался на нормативные акты, которые противоречили бы территориальной схеме. Также юристы правительства сказали, что цифра в 15% взята из документов, предоставленных самим истцом.
— Этот показатель [в 15%] не конечный, при установлении раздельного сбора мусора он может быть увеличен. Насчет того, может ли он быть уменьшен по просьбе истца, я затрудняюсь ответить, — сказала представитель областного правительства.
Представители «Экоинтегратора» поддержали позицию правительства области.
— Полагаем, что этот показатель [15%] права истца не нарушает, поскольку не создает для него безусловной обязанности выполнять это показатель и, самое главное, не накладывает никакой ответственности за его нереализацию, — сказал юрист «Экоинтегратора».
Сергей Поспелов считает, что показатель нарушает права АМПК:
— Этот установленный объем, четко указанный, мы должны отдавать в виде вторичных материальных ресурсов «Экоинтегратору», и он за счет того, что будет их реализовывать, будет уменьшать размер платы для населения, тариф. И во-вторых, он должен вывозить определенные хвосты. Соответственно, рассчитывать количество машин, сколько нужно вывезти — всё это определяется именно этим процентом. Если для нас процент четко установлен, мы этого гарантировать не можем.
«Экоинтегратор» согласился, что они могут понести убытки от простоя, если они привезут техники для транспортировки 15% отсортированных отходов, а по факту АМПК выдаст им только 5–6%. Также Поспелов сослался на ФЗ «Об отходах производства и потребления», в котором сказано, что АМПК и регоператоры должны действовать в соответствии с терсхемой. Получается, что если АМПК будет нарушать терсхему, то и из-за этого и «Экоинтегратор» тоже.
По мнению представителей регоператора, 15% отсортированных отходов, прописанные в терсхеме — это плановые значения. Поспелов не согласился с этим, — по его мнению, они были бы плановыми, если бы в документе было прописано «до 15%», а не просто «15%».
Начальник отдела по обращению с отходами производства и потребления областного Министерства природных ресурсов Наталья Помазкина сообщила, что при разработке территориальной схемы они запрашивали у АМПК статистику по обработке и приему отходов и на основе этих данных вывели цифру в 15%, к которой «мы должны стремиться». По её словам, если бы они указали более низкие показатели, Министерство природных ресурсов РФ не согласовало бы терсхему. К тому же из-за этого вырос бы тариф для населения.
— При разработке терсхемы мы запрашивали формы различные у предприятий, осуществляющих деятельность на территории Архангельской области по обработке. Объект по обработке только один — АМПК. Его деятельность осуществляется уже с 2000 года.
Наталья Помазкина сообщила, что у АМПК не наступит последствий от Минприроды, если он не выполнит показатели 15% в год. Как невыполнение показателей может сказаться на деятельности комбината или «Экоинтегратора», она затруднилась сказать.
Прокурор заметил, что в производственной программе АМПК на 2019 году доля отходов, которые направляются на переработку, составляла 27%. Следовательно, «правительство Архангельской области обоснованно установило долю отбираемых» у АМПК вторичных отходов в размере 15%.
Областной суд отказал АМПК в удовлетворении их требований. 27 февраля в Арбитражном суде комбинат будет судиться с «Экоинтегратором» из-за заключения между ними договора.
Поспелов сказал корреспонденту 29.RU, что, прежде чем решать вопрос об обжаловании, сначала ознакомится с мотивировочной частью решения суда, которое выйдет 12 марта.
— В рамках судебного решения очень много важных вопросов прозвучало. Возможно, что соблюдение терсхемы, которое установило правительство, это чисто формальное, возможно, это прогнозное, возможно, стоит ли вообще его соблюдать? Это будет известно только после 12 марта, — сказал Поспелов.
По его мнению, АМПК смог бы принимать 110 тысяч тонн отходов. В январе 2019 года комбинат на общественных слушаниях заявлял, что реальный процент сортировки отходов — 5–7, а не 15. Поправку не приняли, а на общественные слушания в дальнейшем АМПК уже не отправлял предложения.