Россияне всё острее ощущают немедицинские последствия коронавируса: удалённая работа, карантин, больничные — это нынешние факторы, а сокращение персонала и урезание зарплат — риски ближайшего будущего. Власти приняли несколько шагов, и мы спросили экспертов, как эти меры скажутся на нашей жизни.
Как вы ощутили на себе последствия коронавирусного кризиса?
Что предприняли власти: щедрые больничные, долговые послабления, прямые выплаты
Ещё на прошлой неделе изменились правила оплаты больничных: теперь они положены тем, кто попадает на карантин после возвращения из других стран. Позже президент России Владимир Путин установил минимальный размер больничного на уровне 1 МРОТ (12 130 рублей). До этого же уровня поднимается и минимальное пособие для уволенных.
Пособие на детей в возрасте 3–7 лет появится не в июле, а на месяц раньше. Семьи с детьми, попадающие под условия материнского капитала, получат ежемесячные выплаты в 5 тысяч рублей на каждого ребёнка в возрасте до 3 лет включительно. Выплаты ветеранам и труженикам тыла сделают до 1 мая.
Облегчат жизнь и обладателям кредитов: для них предложены каникулы вплоть до временной приостановки платежей, но только если доход упал более чем на 30%.
24 марта комплекс мер утвердил Банк России, рекомендовавший кредиторам реструктурировать долги людей, переболевших коронавирусом. Чем реструктуризация отличается от каникул, пояснил нам руководитель антикризисного центра «Советник» Вячеслав Курилин:
— Реструктуризация может включать в себя разные меры, например, увеличение срока кредита со снижением ежемесячной выплаты или отсрочку выплат основного долга: то есть клиент будет платить только проценты.
К слову, при аннуитетных платежах (равными долями) в первые месяцы мы выплачиваем в основном проценты, так что избавление от основного долга облегчения почти не принесёт.
Утверждённые Банком России меры облегчают диалог с кредиторами: банки не будут взимать штрафы и пени за просрочку, кроме того, для них введено несколько поблажек, что упрощает работу с клиентами в трудной ситуации. Например, в случае реструктуризации долга из-за коронавируса банки смогут не отмечать этот факт в кредитной истории.
Банки готовы помочь, но не всем
Мы опросили банкиров, готовы ли они работать по новым правилам, и общая тональность высказываний такова: готовы. Реструктурирование долгов и отсрочки выплат в ряде случаев касаются и тех, кто коронавирусной инфекцией не болел, но пострадал от неё материально.
— Мы готовы рассматривать обращения клиента индивидуально, — рассказали нам в пресс-службе ВТБ. — Среди мер поддержки — отсрочка платежа (как основного долга, так и процентов). Кредитные каникулы могут быть предоставлены на срок до трёх месяцев. Меры касаются тех, кто в результате пандемии оказался на больничном, понёс финансовые потери из-за карантина или неоплачиваемого отпуска.
В пресс-центре Уральского банка Сбербанка также подтвердили готовность рассматривать ситуацию индивидуально, а заявку на реструктуризацию можно направить онлайн. Для клиентов предусмотрены ипотечные каникулы, рефинансирование ипотеки или реструктуризация долга.
В тюменском управлении «Альфа-Банка» рассказали, что работают на опережение и внедрили программу «Кредитный карантин».
— Клиент может получить бесплатную отсрочку до двух месяцев по кредитным и ипотечным платежам, — пояснила региональный управляющий банка Наталья Белокопытова. — «Кредитный карантин» начнёт работу с середины апреля, когда, по нашим прогнозам, у клиентов возникнут сложности с платежами из-за пандемии. Так, если вы вынужденно ушли в неоплачиваемый отпуск, потеряли работу, оказались в карантине, заболели COVID-19, обратитесь в банк.
Сделать это можно и дистанционно: через мобильное приложение или по телефону.
В аналогичном ключе высказались представители Россельхозбанка и банка «Открытие».
Что касается предложений президента, опрошенные нами специалисты банков рассказали, что говорить конкретно о том, как будут работать «Кредитные каникулы», пока рано: необходимо дождаться нормативных документов. Ожидается, что их подготовят максимально быстро уже в начале апреля.
Экономика в режиме выживания
Эксперты говорят, что предложения президента и Банка России в целом разумные, но проблемой может стать их исполнение.
— Русло правильное: нужно фискальное стимулирование с прямым вливанием денег в экономику через карманы людей, — считает доцент УГЭУ Константин Юрченко. — Другое дело, что пока это лишь пожелания, и чтобы судить об их эффективности, нужно дождаться нормативных актов. Скажем, в случае с кредитными каникулами всё может утонуть в бюрократической машине, когда человеку придётся долго и муторно доказывать, что он пострадал.
Эксперт отмечает, что меры похожи на те, что используются сейчас в западных странах, но многое зависит от их массовости. Главную проблему он видит в том, что они касаются отдельных категорий граждан, но не общества в целом.
— Для стимулирования экономики нужны безусловные меры, когда компенсацию в той или иной форме получают все, как это делается сейчас в США, потому что экономика живёт за счёт активности простых граждан: когда у них есть уверенность в будущем, они охотнее тратят деньги и поддерживают всю экономику, — говорит Константин Юрченко. — Не можете раздать, хотя бы не отнимайте. Можно временно освободить людей от НДФЛ, и они сразу поймут, что их доход вырос примерно на 13%.
Такие меры, как массовые кредитные каникулы, он считает менее эффективными, потому что в этом случае государству придётся изобретать компенсации для банков, а значит, деньги всё равно осядут на счетах крупного бизнеса. Константин Юрченко считает прямую помощь более целесообразной.
— Да, сумма в $1200 для американца — это не так много, но это деньги, которые он потратит и подстегнёт экономику. В России это может быть, скажем, 10 тысяч рублей — тоже немного, но в любом случае хороший стимул, — рассуждает Константин Юрченко.
Он подчёркивает, что в прошлом году бюджет России не был исполнен полностью, то есть, говоря народным языком, деньги в казне есть.
Звучат и предложения освободить россиян от коммунальных платежей — их высказал депутат Госдумы от ЛДПР Василий Власов. Платежи съедают изрядную часть семейного бюджета, а во время карантина возрастают — люди тратят больше воды и электричества. Однако президент России о подобных мерах не упоминал.
Малому бизнесу — кредитные послабления
Схема поддержки малого и среднего бизнеса в целом почти такая же: Банк России расширил программу рефинансирования. Например, максимальная ставка для клиента по программа рефинансирования — 8,5%. Подробнее об условиях — на сайте регулятора.
Параллельно Владимир Путин предложил отсрочку по всем налогам, кроме НДС, а также кредитам для малого и среднего бизнеса, а для микроорганизаций — ещё и отсрочку страховых взносов. Кроме того, накладывается мораторий на принудительное банкротство компаний по запросу кредиторов. А страховые взносы с фонда заработной платы уменьшаются с 30% до 15%, причём эта мера носит долговременный характер (снижение касается суммы, превышающей МРОТ).
Константин Юрченко считает, что такие шаги в целом помогут бизнесу, но многое будет зависеть от деталей: например, пока неясно, идёт ли речь о полноценной отсрочке платежей или впоследствии возникнет необходимость навёрстывать график в двойном темпе?
Рассматриваются и другие меры, например, трёхмесячная отсрочка по аренде муниципального или госимущества, обнуление некоторых пошлин и введение «зелёных коридоров» на таможне для социально значимых товаров.