какие итоги подводит и планы строит Архангельский речной порт
почему
В это воскресенье, 5 июля, речники страны отметят свой профессиональный праздник — День работников речного и морского флота. Для сотрудников Архангельского речного порта этот день будет особенно значимым, поскольку 2020 год в Поморье богат на круглые даты и яркие события.
Пассажирскому сообщению — 100 лет
Открытие пассажирской навигации в этом году стало юбилейным, сотым по счету. Как только Двина освободилась ото льда, доставлять северян на острова, в деревни и дачные поселки «полетели» белые ласточки — теплоходы типа «Москва». По традиции маршрут на остров Кего взял на себя «Балхаш», для которого эта навигация стала уже 77-й.
Ветераны речного флота остаются в строю, но в новом формате
Еще один старожил речного флота — судно «Коммунар» в этом году отмечает 80 лет. Правда, на заслуженный отдых речной труженик не торопится. После списания судно не сдадут в утиль, — «Коммунар» станет музеем. Об этом договорились генеральный директор Архангельского речного порта Андрей Разговоров и директор Северного морского музея Евгений Тенетов.
Теплоход построили перед началом Великой Отечественной войны, летом 1940 судно спустила на воду Архангельская ремонтно-эксплуатационная база (РЭБ) Северного речного пароходства в Архангельска.
С того времени «Коммунар» курсировал на пригородных линиях и перевез тысячи людей. Теплоход не прекращал работу и в военные годы, — он даже попал в кадр немецкой аэрофотосъемки 1942 года.
— Многим архангелогородцам этот теплоход знаком с детства. Не одно поколение пользовалось судном, чтобы добраться с островов на работу и учебу в город, а жители большой земли соответственно на дачи, в деревни к бабушкам. «Коммунар» — своеобразный символ речного флота Архангельска, поэтому мы всегда были заинтересованы пойти по пути создания музея на базе теплохода, — поделился генеральный директор АО «Архангельский речной порт» Андрей Разговоров.
Капитан речного флота Николай Пальников отработал на «Коммунаре» с 1996 по 2003 год. В то время судно обслуживало линию Соломбала — Хабарка — Пустошь — Выселки. И вот, спустя 17 лет, капитан вернулся в родную рубку и вспоминает о былых временах с лёгкой грустью.
— Родной «Коммунар», красавец. Достоин стать музеем, бесспорно, — убежден Николай Пальников. — Столько лет он, трудяга, отработал на реке для людей, наших северных людей. Давно я не был на теплоходе. Вот здесь управление двигателем, вперед-назад-стоп. А пассажирам всегда говорил: «Товарищи-пассажиры, будьте осторожны при выходе с теплохода, ожидайте подачи трапа». А один раз случай был: отказал двигатель, «Коммунар» сбился с курса, его понесло в Цигломень. На помощь тогда подоспел теплоход «Москва» и взял на буксир. Я очень рад, что такая идея возникала и сейчас воплощается в жизнь. Нашему городу нужен теплоход–музей. Архангельск — город речников. И я горжусь, что на реке столько лет отработал.
«Коммунар» — не единственный теплоход, который «понюхал пороху». Его «коллега» буксир-фронтовик «Энтузиаст» в этом году отметит 85 лет, но на пенсию пока не собирается.
Пассажиры радуются чёткости расписания
Сегодня теплоходы Архангельского речного порта ходят по девяти направлениям — на Кегостров, Ластолу, Чуболу, Кальчино, Тойватово, Красное, Онишево, Реушеньгу, а также обеспечивают северный завоз в районы Крайнего Севера. Изменений в маршрутах и расписании нет уже много лет, — жители островов радуются чёткости отправлений и стабильности. А вот во флоте кое-что поменялось.
Изменения во флоте и на берегу
В этом году на линию вышел самый новый теплоход из пассажирского флота «Аквамарин». Он будет обслуживать маршрут Архангельск — Соломбала — Долгое — Красное. После покупки произвели глубокую модернизацию на заводе «Лайский док». В свою первую навигацию по Северной Двине судно отправилось с современным оборудованием и обновленными салонами.
Еще одно большое событие происходит прямо сейчас на берегу. Архангельский речной порт продолжает строительство нового речного вокзала. Возводит здание за счет собственных средств, строительство оценивается в 120 миллионов рублей. Да, инвестиции не малые, но в Архангельском речном порту уверены: они послужат не только для инфраструктуры пассажирского водного транспорта, но и для развития города.
Монолитная коробка здания уже готова, подведены коммуникации, позади — многочисленные согласования и вот-вот оформятся стеклянные фасады. Работы планируют завершить до конца навигации. Впереди внутренняя отделка и благоустройство причальной линии.
Внутри на первом этаже будет зал ожидания на 220 человек и необходимые помещения для обслуживания пассажиров. Верхние этажи займут сотрудники пассажирской пристани, которые обслуживают работу всех речных линий.
Здание очень ждут и речники, и пассажиры. Особенно пригодится вокзал зимой. По плану, вокзал должен заработать уже в следующую навигацию, но точно говорить об этом сейчас рано.
В Архангельском речном порту надеются, что создание теплохода–музея, модернизация флота и строительство нового порта позволят обратить внимание на важную и нужную сегодня профессию — речников. Всего на предприятии работает около 400 человек. И сегодня как никогда важно сохранить преемственность поколений, возродить престиж профессии и привлечь в речную отрасль молодых специалистов.
К слову, Архангельский речной порт остается крупнейшим налогоплательщиком Архангельской области.