Однажды в «Северное Кадровое Агентство» обратился крупный клиент из тех, которых называют ёмким словом «непростой». Он захотел предложить работу одному из действующих директоров в леспроме Архангельской области. Это был бы обычный хедхантинг — но конкретную фигуру эйчарам не назвали, заказав целое досье на всех лучших. Для чего? За рекордные 22 года в бизнесе самое первое в регионе кадровое агентство выполнило свыше 6000 заказов, оставаясь в деле при любых кризисах и помогая клиентам с этими кризисами справляться. Ко дню рождения СКА в июле 2020 года генеральный директор Оксана Шелуткова и исполнительный директор Наталья Устина рассказали о самых необычных проектах, которые поручали их команде.
Промышленные разведчики
— HR-сервисы давно переросли стандартный рекрутинг, наши услуги за 22 года непросто даже перечислить. Кроме обычного подбора персонала, к нам приходят с самыми деликатными и трудными задачами, связанными с людьми, их амбициями, бизнес-интересами, — говорит Оксана Шелуткова.
Проект по поиску директора лесопромышленного предприятия был выполнен много лет назад, а с тех пор в ЛПК почти завершилась консолидация. Поэтому в СКА могут рассказывать об этом кейсе, хотя по-прежнему не раскрывают имя клиента. Кого он искал? Задача была необъятной: найти лучших среди тех, кто может управлять и заготовкой, и переработкой. При этом выяснить, на каких конкретно линиях и станках работают компании под их руководством. Плюс всё, что получится узнать. Это не подходило под классический executive search, то есть поиск среди профессионалов, которые не ищут работу сами. Исследование длилось больше месяца, пришлось задействовать десятки человек и экспертов. Некоторым из них агентство платило гонорары за консультации — заказчик заранее согласился, что глубокое бурение рынка не бывает дешёвым.
— Толковые рекрутеры чувствуют один важный сигнал, он работает и во многих науках, — делится опытом гендиректор СКА. — Когда открывается новая тема, учёные «объедают» её с разных сторон, экспериментируют с разными методами, но с определённого момента начинают ссылаться друг на друга — чёткий признак того, что тема исчерпывается. Векторы обозначены, появились границы предмета, все видят, что делают другие. С поиском руководящих кадров всё именно так. На четвёртой неделе наших интервью, звонков, консультаций, анализа отраслевых публикаций начались «перекрёстные ссылки», люди стали называть одних и тех же директоров, а они — своих коллег, которых мы уже знали. Это был круг не больше 30–35 человек, ядро леспрома. Разумеется, мы исключили из исследования своих постоянных и недавних заказчиков, чтобы не допустить конфликта интересов.
Заказчик поощрял находки новых сведений, отчёт обрастал рекомендациями и приложениями. Наконец он был сдан, и агентство получило последний транш. Только тогда выяснилось, что агентство стало частью более широкого замысла. На самом деле заказчик выбирал хорошие активы с современным оборудованием, чтобы купить их в готовом виде и не искать потом новых управленцев. Хедхантеры уверяют, что по поводу настоящей цели у всех не возникло ни малейших претензий:
— Наоборот, мы благодарны за интересный опыт. Нам сказали ровно то, что требовалось для решения задачи. Лучшее легендирование — то, которого нет, в котором специалист просто живёт, а не притворяется. И важно, что никакой нечестности не было, ведь собственнику действительно требуется квалифицированный наёмный руководитель. Заказчик сделал умный шаг. Он наверняка забросил невод с нескольких сторон, и с кадровой стороны коммерческая разведка всегда приносит полезный улов. Когда присматриваются к бизнесу для покупки, стараются не поднимать шум, потому что он стимулирует слухи, интриги, суету в коллективе. Привлекая HR-специалистов, заказчик страхует себя дважды. Во-первых, он не сверкает лишний раз своим именем, во-вторых, заключает строгое соглашение о конфиденциальности. Так и в жизни. Не всегда надо идти в лобовую атаку, распугивая окружающих, порой лучше использовать внешний опыт и дипломатию.
«Поставил камеры — уволились все продавцы»
Как только в Архангельске снова открылись точки ритейла, вернулись проблемы с персоналом, для решения которых задействуют «Северное Кадровое Агентство».
— До собеседования доходит 30% из тех, кому назначено, из них половина опаздывает, — рассказывает владелец узкопрофильного магазина непродовольственной торговли, который набирал несколько составов работников самостоятельно. — Ушедшие начинают, как правило, распространять слухи о том, что им не платят зарплату, их домогаются и вообще притесняют (притеснения, например, такие: они пьянствуют на работе, выходят в два дня из трех положенных). Видеонаблюдение поставил после того, как несколько раз заметил на витринах круги от пивных стаканов. Однажды пришлось выгонять компанию из отдела, что-то празднующую с работником. Когда поставил камеры — все продавцы уволились. Представляю, что там творилось. Ещё радует, когда соискатель начинает интервью с диктовки условий: я, так и быть, соглашусь у вас поработать до осени, если вы мне то-сё и еще семнадцать пунктов. Только сейчас за место стали держаться. Летом сами приходят проситься на работу, раньше найти продавцов на лето было невозможно.
В таких условиях система оценки и массового найма — работа слишком трудоёмкая даже для собственного отдела кадров, когда требуется заполнить линейку вакансий. Вот почему профессиональные агентства невозможно заменить никакими сайтами. Руководителю проще заплатить кадровому агентству (в СКА это в среднем одна месячная зарплата специалиста, которого ищет работодатель), чем самому фильтровать звонки, проверять достоверность резюме, собирать отзывы, искать подходящие тесты и тратить десятки часов на собеседования, которые заканчиваются ничем.
— Но задача контроля сама собой не снимается, ни один человек не рождается с пожизненной гарантией порядочности и соблюдения корпоративных стандартов. Вот почему мы уже несколько лет выполняем проверки «тайными покупателями» (mystery shopping), — рассказывает Наталья Устина. — Зимой у нас был даже небольшой адресный заказ. Компания продаёт промышленные изделия через несколько офисов. Руководитель заподозрил, что в одном из них сотрудник завёл побочный бизнес и предлагает чужую продукцию, из-за этого точка теряет выручку. Мы подготовили «тайного покупателя». Вопрос простой: предложат ли ему что-то кроме фирменного ассортимента и услуг компании? Но здесь нужно действовать тонко, без прямых провокаций — и в то же время не оборвать диалог отказами. Наш «тайник» говорил менеджеру, что всё дорого, спрашивал, что можно сделать дешевле. Он ждал, когда ему предложат «запасной вариант», и отработал роль по максимуму. Никаких посторонних каталогов или предложений не появилось. Что получает руководитель? Просто аудиозапись? Нет: спокойствие и уверенность в своих людях. А это стоит гораздо больше тех скромных гонораров, которые заказчик платит кадровому агентству.
Кадровики или тюремный спецназ?
Бывают запросы, которые смущают даже опытного эйчара, признаётся гендиректор СКА. К счастью, в нашей области такие случаи единичны:
— Например, просят найти внутреннего бизнес-тренера или привлечь внешнего «построже», «чтобы построил их как следует», «чтобы он гаркнул, и все языки прикусили, а не права тут качали». Как поступить? Молодые эйчары или консультанты хватаются за любой заказ и не могут всерьёз выполнять такие проекты. Мы всегда стараемся искать точное решение, а не поверхностное, вникнуть, какую профессиональную задачу решает клиент. Но в таких ситуациях оказывается, что никакой другой задачи нет — нужна не тренировка навыков, а надзиратель. Но для нашей команды это безответственно. Мы с 2007 года состоим в Ассоциации консультантов по подбору персонала (АКПП) и не можем позволить, чтобы нашими руками кто-то играл в учреждение строгого режима. Стараемся вежливо объяснить, что ни одна организация не работает на страхе, и мы — не спецназ для подавления бунтов. Даже в армии нужна идея, дух, моральная поддержка, находчивость. Если начальника ненавидят, то придумают сорок причин и способов саботировать приказ. Парадоксально, что авторитарные руководители уже пережили всё это на личном опыте, но просто не видят других методов: есть сопротивление — значит, надо выгнать, оштрафовать, наорать, усилить прессинг. Им кажется, что они прикручивают гайки, а по факту резьба стирается, люди начинают подворовывать или думают только о том, когда руководство отвернётся. На демотивированный коллектив нельзя положиться ни в кризис, ни при авариях, ни при хорошей загрузке заказами. Сильным лидерам для дисциплины не нужны дубинки. Если ко всем этим доводам прислушиваются, тогда вместе с клиентом вырабатывается решение — как сформировать крепкую корпоративную культуру. Но мы не воспитатели, и взрослого предпринимателя редко можно переубедить. Если очевидно, что организация токсичная, ядовитая и от вас требуют только повысить её токсичность — нужно вежливо отказаться.
Просто ли распознать «ядовитых» работодателей? Даже без образования психолога каждый рекрутер с годами развивает интуицию. Мало смотреть на внешние признаки. Если в компании есть GPS-трекеры или ежедневная отчётность, это вовсе не значит, что в ней рабовладельческий строй. В СКА обращают внимание на то, как ведёт себя заказчик, как — соискатель, из чего состоит их лексика, на что они нацелены. Даже в машинообразных государственных структурах бывает отличный климат. Настроить его на предприятиях помогает «Северное Кадровое Агентство» — от аудита персонала до оптимальной расстановки специалистов, от наведения порядка во внутренних коммуникациях до кодекса поведения.
Быть самым первым кадровым агентством в Архангельской области, созданным в 1998 году, сохранить устойчивость и праздновать день рождения в 2020-м, когда многие конкуренты исчезли с локаторов, можно только за счёт репутации. Как она сложилась? Наталья Устина считает, что рецепт не в прошлом, которое любят вспоминать многие предприниматели, а в будущем:
— Три наших флагманских сервиса остаются самыми востребованными — это подбор персонала, тренинги и контроль с помощью «тайных покупателей». Но мы всегда понимаем, что ещё можем сделать, как усилить коллектив заказчика, и благодаря этому прокладываем мост в будущее. Если спросить каждого успешного руководителя, он задним числом всегда объяснит свой успех. Если спросить выбывшего из игры — он всегда объяснит, почему внешние факторы были сильнее, но тоже задним числом. Значит, любые рецепты и причины в бизнесе условны, они говорят, скорее, о характере того, кто их называет. Мы работаем наоборот: строим репутацию не на вчерашних результатах, хотя их видят прежде всего, а на том, что можем сделать для клиента завтра. Иногда находим специалистов редких направлений буквально из-под земли, подсказываем, как их замотивировать и составить карьерный план. Руководители ценят то, что их не бросают, что кадровое агентство вникает в их рынок, работает с ними плечом к плечу. Поэтому и становятся постоянными клиентами СКА. Если желаете быть среди них — обращайтесь!
«Северное Кадровое Агентство»,
тел.: (8182) 65-42-24, +7 911 558-23-11;
Архангельск, ул. Поморская, 5, офис 302;
е-mail: inform@cka.ru;
«ВКонтакте»: vk.com/cka_29;
Instagram: @rabota_arh;
сайт: www.cka.ru.