На этой неделе мы говорили в прямом эфире об архитектуре Архангельска с историком, краеведом, писателем Юрием Анатольевичем Барашковым. Он рассказал, чем ему нравится наш город сегодня, а что в нем нужно изменить. Одна из проблем, считает наш собеседник, это памятники — где-то их слишком много, другие кажутся исполненными неудачно. В рубрике «Личное мнение» Юрий Барашков рассуждает, какие памятники хорошо вписываются в городское пространство, каких здесь не хватает, а почему «соломбальских мальчишек» нужно поставить исключительно в Соломбале.
— Есть три памятника замечательных. Это памятник Ломоносову, созданный Иваном Мартосом (расположен перед главным корпусом САФУ. — Прим. ред.), памятник Петру Первому Марка Антокольского (расположен в Петровском сквере. — Прим. ред.), хороший памятник губернатору Ефремову, который на причинном месте стоит на Чумбаровке. «Русский мужик» называется — такого памятника эротического нигде нет (имеется в виду памятник Сене Малине на Чумбаровке. — Прим. ред.), — перечисляет Барашков. — Город интересен неожиданностями, как раз третий памятник — он из этой области. А так — много халтуры, много ерунды. Надо как-то остановить Серёжу Сюхина, он «пересорил» город своими работами. Поставил чахоточную женщину в парке Победы (имеется в виду памятник жителям военного Архангельска в сквере Победы. — Прим.ред.). Мы войну не начинали с таким настроением, я помню. А она стоит с иконкой, там ребенок какой-то жмется. С какой стати: война начиналась с настроем, что мы победим. На Троицком проспекте поставили памятник «Детям войны». Это позорище какое-то: что-то они тащат. Я был против этого памятника, будучи членом комиссии по топонимике. И вдруг я узнаю, что он поставлен.
Не надо пересорять город. Вот живые памятники — юноша идет. Надо, чтобы такого было много: красивого, живого, а не бронзового и не каменного. Есть, конечно, темы очень интересные, достойные того, чтобы найти отражение в оформлении города. Неожиданные в том числе. Например, я ратую без конца за памятник Робинзону Крузо. Чтобы он встал вот так — с ружьем, как с гравюр у Дефо. Это знакомый очень образ. И никто не знает, что Робинзон Крузо свои приключения заканчивает с приходом в Архангельск. Надо поставить такой памятник в Соломбале, на берегу Кузнечихи, где нет ни одного памятника.
Сюхин запроектировал памятник соломбальским мальчишкам. Хорошая композиция, мне нравится. Но его опять размещают на набережной. Набережная переселена памятниками, а в Соломбале ни одного памятника — там бы его и поставить. Не надо каждый раз оправдываться, что нет среды для памятника. Он появится и будет обрастать архитектурой.
Согласны с автором?