Работа управляющих компаний — боль многих жителей Архангельска. На проблемы с УК жалуются даже в новых домах, чего уж говорить о жильцах аварийных «деревяшек». Иногда людям кажется, что заставить управляющую компанию работать — это что-то из области фантастики. Но адвокат из Архангельска Юрий Шаров считает, что это все-таки возможно. Он предлагает использовать специальный алгоритм.
— Многие граждане, регулярно созерцая бардак в сфере управления своим многоквартирным домом, ругают свою же управляющую компанию. Некоторые даже звонят туда, оставляют заявки. И дальше, как правило, не происходит никаких серьезных изменений. В этой статье я попробую максимально понятно объяснить алгоритм приведения в порядок вопроса содержания и ремонта дома.
Первое: ни «хорошая» управляющая компания, ни ТСЖ — не панацея от всех бед. Как показывает мой прошлый опыт депутатства, а также нынешний опыт адвокатуры, лучшее лекарство — это группа активных собственников, которая направляет процессы в доме. И начинать приведение в порядок лучше с этого — найти неравнодушных соседей, которые готовы деятельно подключиться. Из этого небольшого коллектива формируем совет дома. По жилищному законодательству он должен быть создан, но в большинстве домов Архангельска эти советы нарисованы на бумаге. И, соответственно, они, увы, бездействуют.
Второе: больше никаких звонков и устных бесед с управляющей компанией и чиновниками из надзорных органов. Только письменное обращение (если почтой, то лучше делать опись вложения, если сдаете в общий отдел, то на втором бланке — номер входящего и подпись лица, который взял заявление). Звонки только по экстренным ситуациям (топит, горит, лифт застрял и так далее), всё остальное — письменно. Это вам пригодится для приведения в порядок дел и дальнейшего обращения в надзорный орган, либо в суд.
Третье: между собственниками дома и управляющей организацией есть договор управления. Он, как правило, принимается на собрании собственников. И даже если его на руках у жильцов нет, он всё равно существует. Найти его можно либо на портале ГИС ЖКХ (в сентябре будет запущено мобильное приложение), либо запросив его письменно в управляющей компании. Очень часто этот договор не соответствует установленным законом требованиям.
Есть один интересный документ — постановление Правительства РФ от 03.04.2013 г. № 290 о минимальном перечне услуг и работ по содержанию общего имущества в доме. Я рекомендую сравнить договор управления домом с этим минимальным перечнем. Либо хотя бы визуально сравнить, что должна делать управляющая компания, и что она делает. Вы, может быть, очень удивитесь, но в 99% случаев УК не выполняет этот документ (как и свой же договор управления).
Так, например, УК обязана в теплое время года выкашивать газон и убирать траву. Либо, например, по новому СанПиН делать влажную уборку мест общего пользования (подъезд, лифт и так далее) УК обязана каждый день. В ином случае — административный штраф от Роспотребнадзора в размере от 10 тысяч рублей (ст. 6.3. КоАП РФ). У многих так убирают? Делайте выводы сами, как говорится.
Четвертое: что делать, если у вас в доме УК «ничего не делает»? Возьмем для примера уборку мест общего пользования. Смотрим договор управления, ищем там регулярность уборки, сверяем с фактической. Если есть отклонения — формируем комиссию, приглашаем представителя УК и в назначенный день подписываем акт (фиксируем, что уборка не была проведена, скажем, раз в неделю, как того требует договор управления). Далее на основе акта направляем жалобу в УК для пересчета тарифа (то есть выключение из тарифа тех услуг, которые не были предоставлены). И так по каждому пункту.
При этом помним: если УК что-то не сделала в вашем доме, а вы это оплатили, то вы увеличили прибыльность компании. УК должна была потратить деньги, собранные с дома, на уборщицу. А она потратит их на премию директору, либо сумма пойдет в карман учредителям.
Пятое: по вопросу раскрытия информации. Управляющая компания обязана предоставлять по запросу собственников жилья практически любую информацию по содержанию дома. Этому посвящена глава VII Постановления Правительства РФ от 15.05.2013 г. № 416 (особенно пункт 34). Посмотрите, пожалуйста, там что и в какие сроки вам обязаны представить, это важно. Ну и, конечно, еще раз — все запросы в управляющую компанию делаем только письменно.
Последнее, шестое: что же делать, если управляющая компания вас игнорирует, ответов не присылает либо присылает не по существу? Есть замечательный орган, который осуществляет надзор в этой сфере — это Государственная жилищная инспекция (находится в Архангельске по адресу: ул. Комсомольская, д. 38, корп.1, 2-й этаж, каб. 207). Обратиться туда можно и в электронном виде через интернет, и направив почту по указанному выше адресу. Более подробно каналы коммуникации можно посмотреть на их страничке во «ВКонтакте».
ГЖИ занимается надзором в сфере содержания и предоставления коммунальных услуг. Самое болезненное для управляющей компании — это потерять лицензию, это тоже находится в сфере ГЖИ. Как и остальные нарушения, которые допускает сплошь и рядом УК. За многие фактические нарушения положен штраф. Но проверка инициируется только после обращения жильца.
Что хотелось бы сказать напоследок. В вопросах управления жилым фондом помочь можем только мы сами. Только наша позитивная активность позволит навести порядок в этой сфере. Успехов и терпения всем нам!
Готовы ли вы отстаивать свои права в борьбе с управляющей компанией?