СЕЙЧАС +29°С
Все новости
Все новости

Что делать, если управляющая компания плохо работает? Адвокат из Архангельска дает инструкцию

Шесть советов для тех, кто готов отстаивать свои права

Адвокат рассказывает, как добиться качественного содержания дома

Адвокат рассказывает, как добиться качественного содержания дома

Поделиться

Работа управляющих компаний — боль многих жителей Архангельска. На проблемы с УК жалуются даже в новых домах, чего уж говорить о жильцах аварийных «деревяшек». Иногда людям кажется, что заставить управляющую компанию работать — это что-то из области фантастики. Но адвокат из Архангельска Юрий Шаров считает, что это все-таки возможно. Он предлагает использовать специальный алгоритм.

— Многие граждане, регулярно созерцая бардак в сфере управления своим многоквартирным домом, ругают свою же управляющую компанию. Некоторые даже звонят туда, оставляют заявки. И дальше, как правило, не происходит никаких серьезных изменений. В этой статье я попробую максимально понятно объяснить алгоритм приведения в порядок вопроса содержания и ремонта дома.

Первое: ни «хорошая» управляющая компания, ни ТСЖ — не панацея от всех бед. Как показывает мой прошлый опыт депутатства, а также нынешний опыт адвокатуры, лучшее лекарство — это группа активных собственников, которая направляет процессы в доме. И начинать приведение в порядок лучше с этого — найти неравнодушных соседей, которые готовы деятельно подключиться. Из этого небольшого коллектива формируем совет дома. По жилищному законодательству он должен быть создан, но в большинстве домов Архангельска эти советы нарисованы на бумаге. И, соответственно, они, увы, бездействуют.

Второе: больше никаких звонков и устных бесед с управляющей компанией и чиновниками из надзорных органов. Только письменное обращение (если почтой, то лучше делать опись вложения, если сдаете в общий отдел, то на втором бланке — номер входящего и подпись лица, который взял заявление). Звонки только по экстренным ситуациям (топит, горит, лифт застрял и так далее), всё остальное — письменно. Это вам пригодится для приведения в порядок дел и дальнейшего обращения в надзорный орган, либо в суд.

Третье: между собственниками дома и управляющей организацией есть договор управления. Он, как правило, принимается на собрании собственников. И даже если его на руках у жильцов нет, он всё равно существует. Найти его можно либо на портале ГИС ЖКХ (в сентябре будет запущено мобильное приложение), либо запросив его письменно в управляющей компании. Очень часто этот договор не соответствует установленным законом требованиям.

Есть один интересный документ — постановление Правительства РФ от 03.04.2013 г. № 290 о минимальном перечне услуг и работ по содержанию общего имущества в доме. Я рекомендую сравнить договор управления домом с этим минимальным перечнем. Либо хотя бы визуально сравнить, что должна делать управляющая компания, и что она делает. Вы, может быть, очень удивитесь, но в 99% случаев УК не выполняет этот документ (как и свой же договор управления).

Так, например, УК обязана в теплое время года выкашивать газон и убирать траву. Либо, например, по новому СанПиН делать влажную уборку мест общего пользования (подъезд, лифт и так далее) УК обязана каждый день. В ином случае — административный штраф от Роспотребнадзора в размере от 10 тысяч рублей (ст. 6.3. КоАП РФ). У многих так убирают? Делайте выводы сами, как говорится.

Надпись в одном из подъездов Архангельска

Надпись в одном из подъездов Архангельска

Поделиться

Четвертое: что делать, если у вас в доме УК «ничего не делает»? Возьмем для примера уборку мест общего пользования. Смотрим договор управления, ищем там регулярность уборки, сверяем с фактической. Если есть отклонения — формируем комиссию, приглашаем представителя УК и в назначенный день подписываем акт (фиксируем, что уборка не была проведена, скажем, раз в неделю, как того требует договор управления). Далее на основе акта направляем жалобу в УК для пересчета тарифа (то есть выключение из тарифа тех услуг, которые не были предоставлены). И так по каждому пункту.

При этом помним: если УК что-то не сделала в вашем доме, а вы это оплатили, то вы увеличили прибыльность компании. УК должна была потратить деньги, собранные с дома, на уборщицу. А она потратит их на премию директору, либо сумма пойдет в карман учредителям.

Пятое: по вопросу раскрытия информации. Управляющая компания обязана предоставлять по запросу собственников жилья практически любую информацию по содержанию дома. Этому посвящена глава VII Постановления Правительства РФ от 15.05.2013 г. № 416 (особенно пункт 34). Посмотрите, пожалуйста, там что и в какие сроки вам обязаны представить, это важно. Ну и, конечно, еще раз — все запросы в управляющую компанию делаем только письменно.

Последнее, шестое: что же делать, если управляющая компания вас игнорирует, ответов не присылает либо присылает не по существу? Есть замечательный орган, который осуществляет надзор в этой сфере — это Государственная жилищная инспекция (находится в Архангельске по адресу: ул. Комсомольская, д. 38, корп.1, 2-й этаж, каб. 207). Обратиться туда можно и в электронном виде через интернет, и направив почту по указанному выше адресу. Более подробно каналы коммуникации можно посмотреть на их страничке во «ВКонтакте».

ГЖИ занимается надзором в сфере содержания и предоставления коммунальных услуг. Самое болезненное для управляющей компании — это потерять лицензию, это тоже находится в сфере ГЖИ. Как и остальные нарушения, которые допускает сплошь и рядом УК. За многие фактические нарушения положен штраф. Но проверка инициируется только после обращения жильца.

Что хотелось бы сказать напоследок. В вопросах управления жилым фондом помочь можем только мы сами. Только наша позитивная активность позволит навести порядок в этой сфере. Успехов и терпения всем нам!

Новости СМИ2