20 декабря прошло онлайн-заседание дискуссионного клуба «ПОРА» на тему «Проблемы и перспективы кочевой семьи в современных условиях». Модератором выступил координатор экспертного совета центра «ПОРА» Александр Воротников. Дискуссионный клуб объединил чиновников, ученых и представителей общественных организаций из разных регионов Арктики.
Кочевая семья в последние десятилетия подверглась множеству испытаний, считают специалисты. Недавнее заседание дискуссионного клуба о домашнем оленеводстве, проведенное в Якутске, привело к выводу о зависимости этой отрасли хозяйства и коренных оленеводческих народов от сохранения кочевой семьи.
Кочевой образ жизни — не прихоть, он вытекает из особенностей питания оленей, которым необходимо часто менять пастбища. Ягель, составляющий основу их рациона, растет очень медленно, напомнил заместитель министра по развитию Арктики и делам народов Севера Республики Саха Михаил Погодаев.
На протяжении сотен лет коренные народы России сохраняли свою численность, в том числе благодаря внутренней политике страны, сказал советник руководителя Федерального агентства по делам национальностей Сергей Тимошков. По его словам, государственная политика по-прежнему должна быть направлена на сохранение культуры, языков и традиций кочевых семей, что позволит сохранить их численность и национальную идентичность.
Для этого в том числе необходимо решить проблему цифрового неравенства, считает Сергей Тимошков. Сегодня жители тундры испытывают проблемы с получением многих электронных госуслуг: для записи к врачу или получения разрешения на охоту им зачастую необходимо проделывать долгий путь до административного центра. Это отталкивает часть людей от кочевого образа жизни.
Чтобы женское население оставалось в тундре, нужно признать статус чумработницы и выплачивать женщинам пособия с первого дня жизни в стойбище, уверена сенатор от Коми и член Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Елена Шумилова. Необходимо законодательно определить статус чумработников и установить для них фиксированную оплату труда не менее МРОТ.
Также следует создать госучреждения на местах кочевья, чтобы ввести штатные расписания для чумработниц или педагогов кочевого образования. Кочевые школы необходимы для сохранения образа жизни оленеводов.
— Среди субъектов России, территории которых входят в Арктическую зону, закон о такой семье принят только в Республике Саха. Необходима методологическая поддержка законодательной деятельности, формирование статистики количества таких семей. Оптимальным «общим» законом для адресных положений о кочевой семье мог бы быть федеральный закон «О традиционном северном оленеводстве». При этом дополнительные нормы, описывающие особенности правового положения номадов, целесообразно включить в содержание Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», — считает профессор кафедры государственного и муниципального права Сургутского государственного университета Наталья Филиппова.
— Думаю, что принятие федерального закона «О кочевой семье» уже назрело. Он позволит сохранить традиционный уклад жизни кочевых народов и должен стать основой для развития оленеводства в стране, поскольку кочевые семьи — это основа сохранения культуры, быта и традиций кочевых народов, — уверен общественный представитель «ПОРА» на Ямале Тимур Акчурин.
— Надо обязательно учитывать земельные вопросы, в первую очередь связанные с отчуждением земель для бизнеса, а также развитие территорий, где живут кочевые семьи. Важно взаимодействие с промышленными компаниями, которые тут работают. Это важно и жителям Арктики, и самим компаниям. Взаимодействие повышает ESG-рейтинг компаний, увеличивает экспортные возможности, делает привлекательными продукты для покупателей, — сказал Александр Воротников.