В Архангельске прошел большой форум «Дни ритейла в Беломорье». Он объединил профессионалов и экспертов сразу двух сфер — розничной торговли и общепита, которые приехали в столицу Поморья со всего Северо-Запада. Организаторами мероприятия выступили Минпромторг России, правительство и минагропромторг Архангельской области, а также Российская Ассоциация экспертов рынка ритейла.
Одним из лейтмотивов, который так или иначе затрагивался на каждой площадке форума, стало обеспечение продовольственной безопасности жителей Поморья и России в целом. Это одна из стратегических задач, которую перед регионами сегодня ставит президент Владимир Путин. В связи с этим на первый план выходит поддержка местных товаропроизводителей.
— Такой торговый форум мы проводим уже в 18-й раз. Нам очень приятно, что в этом году на нас обратили особое внимание, и Архангельская область вошла в сетку федеральных мероприятий. Вдвойне радостно, что такая практика будет продолжена. Интерес к форуму будет расти, поскольку спикеры, которые выступили на 37 площадках, принесли очень интересные мысли, идеи и аналитику. Наш регион находится в условиях Крайнего Севера, около 50% населения живут в сельской местности и это накладывает на торговлю свою специфику. Поэтому большую роль играет система потребительской кооперации, которая до сих пор сильна в регионе. Не секрет, что федеральные сети все активнее приходят даже в маленькие населенные пункты, поэтому форум — возможность обсудить все детали дальнейшего взаимодействия, — сказала на пленарном заседании форума министр агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области Ирина Бажанова.
Северяне выбирают местное
По статистике, около 85% покупателей предпочитают именно локальные товары и бренды. Почему так происходит и какие инструменты есть у малого и среднего бизнеса для расширения рынков сбыта, — эксперты обсудили на круглом столе «Сделано в Беломорье. Потенциал и возможности производителей».
— По данным Минэкономразвития Архангельской области северяне больше доверяют местным производителям, которых знают и которым доверяют. Поскольку, локальные производства находятся непосредственно на территории рынков сбыта, это сокращает логистические цепочки и позволяет предлагать более чистые, натуральные составы с коротким сроком годности, который говорит о натуральности, — сказал модератор встречи, исполнительный директор «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков.
В числе таких производителей — «Агрохолдинг Белозорие», который уже более 80 лет производит на Севере молоко, творог, кефир, йогурты и другие всевозможные молочные продукты. Сила предприятия в том, что в составе холдинга есть собственное современное сельхозпредприятие «Важское», которое насчитывает более шести тысяч голов.
Продукция предприятия хорошо знакома многим северянам и представлена как в местных магазинах, так и на полках крупных федеральных ритейлеров. Помимо этого, в регионе есть много интересных, уникальных и новых продуктов от небольших производителей, которым зачастую трудно пробиться к федералам.
Одним из таких конкретных примеров, который разобрали на круглом столе, стал витаминный напиток «Ёлки-иголки», который на Севере создают из сосновой хвои.
— Наш необычный напиток разработали ученые СГМУ в 2017 году. После того, как получили патент, его запустили в массы. Найти его можно в магазинах местных торговых сетей, сейчас очень хотелось бы расширить рынки сбыта и выйти на новый уровень. Сама идея такого напитка — не новая. Ее придумали во время блокады Ленинграда, чтобы сократить у местных жителей дефицит важных витаминов, микро-и макроэлементов. Ведь в хвое сосны витамина С в шесть раз больше, чем в киви и лимоне. Напиток раздавали в аптеках, правда, хранился он тогда только два дня. Мы стабилизировали состав, усовершенствовали рецептуру и теперь срок годности стал гораздо дольше. Сегодня мы предлагаем всем попробовать напиток и почувствовать силу северного леса, — руководитель компании «МИП СГМУ» Мария Рогова.
Как в таком случае искать новые рынки сбыта? В первую очередь необходимо прийти в конкретный магазин и оценить полку с похожими товарами, — посоветовал директор по взаимодействию с государственными органами власти «Городской супермаркет», сеть «АзбукаВкуса» Андрей Чурсин. Сеть активно взаимодействует с региональными брендами и локальными фермерами, которые представлены на полках магазинов в крупных городах.
— Я очень понимаю производителей, который в такое непростое время что-то придумывают и производят. Для вас ваш продукт как ребенок — лучший во всем. Но надо постараться проявить критическое мышление. Прийти в магазин, посмотреть на полку, проанализировать ее и сделать ритейлеру точечное предложение. Например: «если вы уберете с полки этот товар и поставите нас, мы вместе сможем хорошо заработать». Не надо посылать длинные прайсы или огромный список всех товаров. Предложение должно быть четким, емким и конкретным. Кроме того, надо быть готовым к тому, что вам придется поменять этикетку, упаковку, крышку и так далее, а также участвовать в маркетинговых активностях, — объяснил Андрей Чурсин.
Еще один вариант — начать свой путь с торговли на маркет-плейсах. Вход на такие площадки как правило менее затратный и позволяет протестировать, насколько вообще продукт интересен аудитории. Аналитика по итогам продаж станет хорошим подспорьем на переговорах с крупными ритейлерами.
Тем не менее, крупные федеральные сети тоже заинтересованы в локальных брендах. Так, например, «Магнит» выстроил партнерские отношения с 36 местными производителями Архангельской области, а доля региональных товаров в сети составляет 10%. В списке: хлеб, рыба, молоко, мясо, овощи и многое другое, — рассказала руководитель по взаимодействию с органами государственной власти «Магнит» Мария Мусихина. Чтобы облегчить взаимодействие с партнерами в компании даже создали особую систему, через которую можно изучить правила и самостоятельно подать коммерческое предложение.
Как и зачем развивать локальную кухню
Еще одной точкой роста для обеспечения продовольственной безопасности является развитие локальной кухни. В ней же сегодня скрывается большой потенциал для индустрии гостеприимства. Нет ни одного туриста, который, приехав в Архангельскую область, не захотел бы попробовать местные блюда. Однако спрос на заведения с такой кухней сегодня гораздо выше, чем предложение.
Успешные примеры, вызовы и инструменты, которые помогут региону продвинуться вперед, искали участники круглого стола «Развитие локальной кухни», который прошел в Агентстве регионального развития.
Так, например, в Устьянском районе возрождают и сохраняют местные рецепты с помощью конкурса «Традиции северного застолья».
В парке «Голубино» Пинежского района, который ежегодно принимает около 20 тысяч гостей, туристам предлагают поморские обеды и ужины в современной подаче, собственные гурманские рецепты с местными ингредиентами, — шоколадные конфеты с северными ягодами и печенье с пыльцой сосны, а также проводят гастротуры «Вкусное Пинежье», где в том числе пекут северные калачи и шаньги.
Знакомство с местной кухней стараются включать во все туристические программы Вельска. Там туристический клуб «Важские путешествия» активно взаимодействует с местными ресторанами, которых удалось вдохновить на создание несколько специальных меню с локальными блюдами.
Ярким примером из Архангельска стал ресторан северной кухни roomi. Уже три года заведение специализируется на современных блюдах, вдохновленных природой, культурой и традициями Севера. Поскольку информации о поморской кухне очень мало, шеф-повар ресторана Андрей Аникиев много путешествовал по Архангельской области в поисках новых сочетаний, ингредиентов и блюд. Открытия вдохновили создать книгу о гастрономии региона, работу над которой сейчас ведет проект «Север в сердце».
Среди существующих вызовов эксперты из районов называют: проблему с персоналом, которого иногда приходится приглашать из других городов и даже соседних областей, сложности с логистикой, из-за которых выбор ингредиентов зачастую ограничен, а так же то, что для местных жителей локальная кухня не так интересна как для приезжих туристов.
Главным выводом встречи стала идея о важности объединения предпринимателей, заведений и даже учебных заведений, которые работают над развитием местной кухни. Только через личные знакомства, обмен опытом и совместный творческий поиск можно придумать новые форматы, подходы, блюда и даже заведения, которые могут стать глотком свежего воздуха для туризма региона.
— Туризм и локальная кухня — вещи нераздельные. Поэтому, объединение предпринимателей, некоммерческих организаций и образовательных учреждений в этой связи очень важно. Мы со своей стороны на туристическом портале региона pomorland.travel создали раздел «Где поесть». В нем мы собрали кафе и рестораны, которые предлагают локальные специалитеты, места с гастрономическими сувенирами и те малочисленные гастрономические туры, которые есть сегодня в регионе. Хочется, чтобы у нас появлялись новые блюда, места и проекты. Помочь в этом может объединение предпринимателей, поэтому я призываю всех коллаборировать и вместе решать нашу общую задачу, — сказала заместитель министра культуры Архангельской области по вопросам туризма Анна Тютрина.