Архангельск присоединяется к мировой акции восьмой год подряд, но впервые горожане смогли попасть в большинство музейных сокровищниц бесплатно. Свободный вход обеспечили в эту ночь своим посетителям и в «Музейном объединении», и в Северном морском музее, и в Гостиных Дворах. Для подробного изучения мы выбрали программу последних, а работу других площадок подсмотрим через инстраграмы активных архангелогородцев.
Ночь в окружении музейных коллекций прошла сразу после Международного дня музеев, который отмечают 18 мая. Тема в этом году — «Шедевры из запасников». Но Гостиных Дворах акцию начали с новинок и очень по-музейному — открыли новую выставку «Пройденные пути» московского художника Андрея Карпова. Этот проект хотели сделать еще осенью — к «Ночи искусств», но не вышло. Теперь же все получилось — и работы художника будут представлены в Одностолпной палате до 3 июня.
Свои работы Андрей Карпов представил на «Ночи музеев» лично. Свой стиль он определяет как «интеллектуальный наив», вдохновение черпает в городских сюжетах, где главные участники — люди с их абсурдными проявлениями.
В Архангельск художник тоже приехал за городскими впечатлениями — здесь планирует посетить деревню Соснино, куда когда-то приезжал к своей бабушке, а также посетить Соловки. Семилетним мальчиком Андрей Карпов бывал в Архангельске — отсюда родом его отец, оставалась жить бабушка. Она жила в Соломбале, поэтому воспоминания художника о городе — деревянные мосточки, река и домики по ее берегам — простор, которого не знал он, живя в коммунальной квартире в Москве.
— Конкретно с Архангельском не было работ, но, надеюсь, будут. У меня все время многие сюжеты отсылаются к 1960-м годам, но воспоминания детства смутные. Картинка не целиком совпадает, всё видится как сон, — рассказал 29.ru Андрей Карпов.
После целый вечер он был в зале — обратиться с вопросом, обсудить работы, а, может, и получить творческий совет мог любой желающий.
Официальное открытие состоялось в Биржевом зале — под аккомпанемент с шотландскими мотивами. Зрителей — а их в зале сразу собралось так много, что выйти из него уже было невозможно — привлекло выступление группы Mille Diaboli, единственной в Архангельске, играющей музыку на волынке. Музыка из глубины веков, заряжающая энергетикой, — так окрестили услышанное посетители.
— Честно говоря, я собралась сюда спонтанно, сын заявил, что сегодня мы едем на «Ночь музеев». Но я не жалею — нам очень понравилась волынка, никогда не слышала. И особое чувство — когда музыкант кричал под этот ритм. Как будто мы оказались там, в Шотландии, — рассказала гостья акции Наталья Абакумова.
После официального открытия все, кто выбрал для проведения субботнего вечера эту площадку, разошлись по палатам и залам музейного комплекса — всё пространство организаторы постарались заполнить интерактивом — интеллектуальным и развлекательным.
Одним из стихийных развлечений, вне программы, стало фотографирование с появившимся еще в начале Древархом Просветленным. Для селфи с ним выстроилась целая очередь, хотя сам он, казалось, пришел, скорее, не эпатировать публику, а просто провести время с семьей.
— Сегодня здесь собрались участники нашего движения «Подари свою улыбку», «Прояви свою заботу», «Осознай свою ценность». Эти программы зашифрованы в тайнописях, которые струятся в этих 17-вековых постройках. И здесь сегодня можно посадить своё дерево — дерево познания. Здесь можно услышать свой голос — это самое крутое место, не новодел. Я здесь просто балдею, вспоминаю своих праотцев. В областном архиве мне дали информацию, что наша ветвь — Христофоровых — здесь с 1713 года. И я всё пытаюсь слушать звон, увидеть видения, которые помогут понять, для чего мы живем, — прокомментировал свой выбор площадки Древарх.
Позже он был замечен на площадке «Языкознай», где горожан призывали проштудировать правила русского языка.
Также весь вечер для отдыхающих были открыты самые популярные выставки «Архангельская область: трудовая биография» и «Код 180: время и вещи» — эти проекты не оставались без внимания. Каждому хотелось рассмотреть и изучить то, на что в обычной жизни времени практически нет.
— Я впервые в Гостиных Дворах — раньше почему-то не получалось, а сегодня «Ночь музеев» дала такую возможность. Решил прийти, познакомиться с тем, что есть — показалось интересно, — рассказал один из посетителей Никита.
В Биржевом зале и Башне до закрытия продолжался музыкальный дивертисмент с группами «Неизвестный Композитор» и «Степанова и Оркестр», артистами Поморской филармонии и начинающими — учениками Музыкального колледжа. Также можно было закружиться в танце со студией исторического танца «Па де Труа» или посмотреть фильмы в программе «Кинопередвижка» от InFilm.
Одним из завершающих событий «Ночи музеев» стала лекция директора Архангельского краеведческого музея Натальи Шпановой — «История одного портрета». В Ломоносовском зале она представила музейную историю 501 экспоната, принятого музеем — а именно оригинала портрета Ломоносова кисти неизвестного художника. И об этом портрете она попыталась рассказать как об экспонате, над которым не раз приходилось работать реставраторам, а самим музейщикам — терпеливо изучать возможные варианты его появления.
А вот как, через призму инстаграма, работали в эту ночь другие музеи города.
Полина Карпович
Фото: Полина Карпович