25 августа в Художественном салоне Архангельска открылась выставка фотографа из Санкт-Петербурга Михаила Шестакова. Уже семь лет он живет и постигает искусство фотографии в северной столице, хотя впервые камеру в руки взял еще здесь, в родном Архангельске. Мысли фотохудожника о творчестве, ню-фотографии, новых проектах и собственных источниках вдохновения записал корреспондент 29.ru.
О «Музах»
– Это была очень старая мечта. Я начал снимать эту серию в январе 2015 года. Это был дипломный проект. Когда напечатал эти снимки, то понял, что они очень круто смотрятся, когда вместе. Это целостное произведение. Мне очень не хотелось, чтобы это все осталось где-то в интернете – не так должна работать серия авторских снимков. Выставка для фотографа – это как концерт для музыканта. Ты можешь писать песни, но пока ты с ними вживую не выступишь, ты не увидишь фидбека, живого общения.
О красоте
– «Музы» – они безымянные, для меня это некий образ вдохновения. Они сняты в цвете, фронтальные, спокойные портреты. В этой серии я делюсь своим представлением о красоте, естественной и природной. И цель проекта – некое исследование понятия красоты, расширение ее рамок. Красота не регламентирована. Это не точная наука с формулами. Она для каждого своя. И я рассказываю о своем представлении красоты.
О пути фотографа
– Не было такого момента, что в такой-то день я решил, что буду фотографом. Фотоаппарат в руках появился, когда мне было около 13. Это была обычная родительская мыльница. Сначала это был пленочный фотоаппарат – мутный и непонятный. Потом появился маленький двухпиксельный. Меня вдохновлял сам факт того, что ты фиксируешь реальность. Смысл был в том, что снимком можно было поделиться. Сейчас такое же ощущение от процесса, почему я и снимаю в реалистичном ключе. Тут ничего придумывать не надо. Фотография – это не фэнтези.
– После школы я жил здесь еще три года, пытался учиться: год – на инженера-технолога, год – на филолога. Еще год работал, тунеядствовал, но не бросал фотографию. Это было уже больше, чем увлечение. Да, я очень много снимал репортажа, хотелось развиваться дальше. Тогда все это было на таком энтузиазме, что сам процесс был интересен. Но на момент семилетней давности Архангельск просто осточертел.
О большом городе
– Пришло решение поступать в Санкт-Петербург. Это был третий институт, куда я шел учиться. На ЕГЭ уже рука была набита. Я поехал скорее попробовать: интересная специальность, интересный город. Взял и без всякой подготовки поступил на бюджет, сдал вступительные на 100 баллов. Большой город и учеба там дали больше возможностей, но важнее – это дало время для самосознания. Очень важно понять, что ты хочешь этим заниматься и продолжать развитие. И у меня было много времени для практики – а это самое важное в нашем деле. Смотрю, сколько у нас народу отсеялось в процессе обучения – больше половины. У меня специальность была: «Режиссура неигрового кино и фотография». Разделение пошло на 5 курсе. Я-то шел изначально на фотографию. Но помогло все: у нас три года было актерское мастерство, сценарное, история кино. Фотография – это ведь промежуточный жанр между живописью и кинематографом. Поэтому дополнительный опыт с кино не мешал. Плохого опыта вообще не бывает.
О своем стиле
– Стиль не столько ищут, его формируют. Это то, что ты не контролируешь. Есть вещи, к которым ты больше склонен, но они меняются. Когда-то это была репортажная съемка: я работал на концертах, при агентстве праздничных мероприятий. Снимал детские дни рождения, корпоративы. Очень весело. В какой-то момент понял – вот, оно ушло. Также однажды может уйти и портретная съемка, которой занимаюсь сейчас. Не берусь судить. Важно понимать, то, что я умею сейчас – результат длинного пути. Стиль – дело переменчивое во времени.
О портретной съемке
– Я сам человек, и мне интересны люди. Я думаю, это всегда было. Сейчас просто вышло на поверхность. Когда я только начинал снимать в 2007 году – много снимал друзей. Они всегда под рукой. В портретной съемке ты себя очень сильно ассоциируешь со своими моделями, много говоришь о себе в процессе. Так что это нечто для меня очень естественное – заниматься портретной съемкой. Как и занятие самой фотографией – я себя не вижу без фотоаппарата.
О ню-фотографии
– В какой-то момент все к этому приходят, если снимают людей. Дело в том, что в какой-то момент одежда начинает мешать в кадре. Я снимаю естественные портреты, мне интересно подчеркнуть некую индивидуальность каждого портретируемого. А одежда – она немножко уравнивает всех. Соответственно логичный шаг – от нее избавиться. Речь не о том, чтобы снимать голое тело ради голого тела. Отсутствие одежды – это тоже некое художественно-выразительное средство и осознанный выбор. Что она дает? Больше работы с пластикой.
О важном проекте
– У меня есть проект про внешность людей – «Как выглядят люди». Там я очень много внимания уделяю людям с кожными заболеваниями. Мне важно показать их без лишнего прикрывания. «Как выглядят люди» возник, как и «Музы», постфактум. Где-то после второй съемки в таком стиле я понял, что их можно объединить. Понял, что две съемки подходят под определение, что все люди разные: есть девочка со сколиозом четвертой степени, у мальчика там витилиго. И это нормально – выглядеть не так, как все. Таких людей очень много, и они точно такие же. Мне были интересны их истории.
– В «Как выглядят люди» важна и визуальная составляющая, и история, которая за этим стоит. Она расширяет представление о фотографии. Я тут чувствую себя уже просветителем. Рассказываю людям, что другие с этими болезнями живут.
О съемке на пленку
– В принципе для будущего я стараюсь переходить на пленку. Это важно и непросто. Пленка дает технические моменты. Если даже ее сканировать и потом печатать как цифровую фотографию, можно добиться большего разрешения, чем снимает цифровой фотоаппарат. Художественный аспект плавающий, хотя большее разрешение кадра очень даже влияет на геометрию пространства в кадре. Еще ее можно печатать вручную. И это уже волшебство, смешанное с наукой. В будущем есть цель переходить на пленку – это штучная работа, ценится в разы выше.
Об источнике вдохновения
– Мне не нужно искать наставника, он – весь мир, природа. Я просто не замыкаюсь в себе, чувствую себя какой-то губкой – отовсюду беру понемножку. Я снимаю естественную красоту, но человек – такое же природное явление, как дерево. Съездив в лес, можно вдохновиться для портрета.
– И я больше всегда ориентировался на живопись, а не на других фотографов. Не обязательно вдохновляться работами, можно биографиями художников. Это Клод Моне, Ван Гог, Петров-Водкин, Врубель. Очень люблю Эгона Шиле, Кандинского. Кино также можно вдохновлять. Кино – это расширенная фотография. Много кого люблю: Стэнли Кубрика, Тарковского, Уэса Андерсона – у него стоп-кадр поставь, и уже чистая фотография.
Отметим, что фотовыставка «Музы» будет работать в Художественном салоне до 6 сентября.