В этот день, ровно век тому назад, по улицам Архангельска пробежал первый трамвай. Его путь пролег от депо к зданию городской думы (сейчас на его месте располагается СГМУ). Первыми его пассажирами были чиновники и купцы.
На следующий день новый вид транспорта стал доступен широким массам. К концу 1916 года в Архангельске имелось уже два трамвайных маршрута, которые обслуживали 17 вагонов, произведенные в подмосковных Мытищах. Практически сразу же архангельский трамвай получил статус самого северного в мире, который он сохранял вплоть до своей трагической кончины.
Несмотря ни на какие политические изменения, трамвайное движение в Архангельске не было остановлено во время Первой мировой войны, Февральской революции, Октябрьской революции и Гражданской войны в России. Каждая власть, независимо от своих политических ориентиров, пыталась спасти трамвайную сеть. Трамвайная система Архангельска стала лучшей в РСФСР по итогам Первой Всероссийской трамвайной конференции, которая состоялась в Москве в декабре 1922 года. Выстоял этот экологически чистый рельсовый транспорт и в тяжелейшие 1990-е.
К концу советского периода в городе насчитывалось пять трамвайных маршрутов, связывающих центр с отдаленными территориями – Маймаксой, Соломбалой, Варавино, Сульфатом.
Жестокая гроза разразилась над архангельским трамваем в начале ХХI века, когда столицей Поморья правил Олег Нилов. В 2002–2004 гг. один за другим, вопреки возмущению горожан, были закрыты все маршруты. Конечной датой упокоения трамвая стало 21 июля 2004 года. Через несколько лет, правда, уже при другом мэре, у нас прекратилось и троллейбусное движение. В истории современной России Архангельск стал первым крупным городом, оставшимся без электротранспорта.
Ныне пассажирские перевозки в областном центре осуществляются, в основном, автобусами марки «ПАЗ» (спроектированными, кстати, для сельской местности), к которым большая часть архангельского народонаселения относится крайне негативно, с ностальгией вспоминая трамваи и троллейбусы.
Фото: Фото Константина Таганова