Архангелогородка София Скорнякова освоила ткачество и теперь делает полотна, пояса, палантины, коврики, — все это может стать материалом для предметов интерьера и одежды, все это само по себе самодостаточно. Как восемнадцатилетняя девушка увлеклась старинным промыслом? Может ли ремесло превратиться в бизнес? И как народное внедрить в современность? На эти и другие темы журналисты 29.ru пообщались с Софией на ее рабочем месте — за старинным станком.
Треть комнаты — на ремесло
Мы попросили Софию показать нам свою драгоценность, — станок занимает примерно треть комнаты. Она ловко справляется с его механизмом, который кажется простым только на первый взгляд.
— Самое сложное — процесс заправки станка, на это может уйти до двух дней, часто нужна помощь — в одиночку сделать это непросто, — объясняет София. — Сколько на станке зубчиков, — столько будет и ниток. Активная работа начинается, когда нити вставляются в бердо, — это своеобразный гребешок, где они натягиваются.
Станок появился у Софии, когда она еще училась в Архангельском колледже культуры и искусства по направлению Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы. Изначально девушка поступила туда, чтобы научиться рисовать, но в итоге ее увлекло еще и ткачество — отдельная дисциплина. Станок достался Софии от преподавателя, народного мастера Сергея Клыкова, который сам делает красивые браные пояса, половики и даже картины.
Молодые ткачи — большая редкость
— Увы, промысел больше популярен за границей и в больших городах России, однако в Архангельске часто проходят фестивали народных ремесел, где можно познакомиться с нашими мастерами и увидеть, какую красоту они делают. Правда, в подобных проектах мало молодежи. А мне как раз хочется совмещать народное искусство с современностью, чтобы наше поколение знало, что такое ткачество, — говорит нам София.
Преподаватель Сергей Клыков заметил тягу девушки к ткачеству и продал ей старинный станок, который был найден в глухой деревушке Поморья. Новые станки — стоят немало, на разных сайтах с объявлениями можно найти предложения в пределах 20 тысяч рублей. Многие отправляются в путешествия по области в поисках таких станков, которые пылятся в старых домах без дела.
Ждал мастера в деревенской глуши
— Этот станок тоже ждал своего часа в одной из архангельских деревушек, и вот теперь благодаря ему снова появляются красивые вещи, — говорит София. — Я делаю на нем полотна для самых различных вещей, — для подушек, полотенец, сумок. Палантины, коврики-дорожки и уникальные ткани, из которых можно шить одежду. Мне нравится, что это не просто ручной труд, а творчество, — придумываешь орнаменты, подбираешь цвета. Сотканные работы украшают сегодня не только квартиры обычных людей, но и правительственные структуры.
— София, а если в станке что-то сломается, куда бежать? Не везде готовы ремонтировать такой раритет.
— Думаю, плотники придут на помощь, ну, или дедушка, — улыбается София. — Он много умеет. Но скорее всего, вряд ли что-то может сломаться, — эта вещь на века. Этому станку уже очень много лет, и дерево очень прочное.
Как говорит София, освоить станок было совсем нетрудно. Работает на нем она уже три года. Признается сама, что процесс — увлекательный.
«Народное — уже в моде»
— Мне нравится этот труд от самого начала — отбора нитей по цвету и качеству. Конечно, заказчики сегодня больше интересуются натуральными тканями, но для учебных работ иногда я использую акриловые нити — отличный вариант для экспериментов.
Комната Софии быстро превратилась в мастерскую, здесь сегодня, кроме нитей из разных стран, множество ткацких инструментов и приборов. Часть из них — старинные, друзья знают об увлечении Софии привезли ей то, что нашли в деревнях своих бабушек. Пока что София работает дома по вечерам. Занимается ткачеством под музыку или под какой-нибудь фильм. На одно изделие может уйти от четырех дней до двух недель.
— За неделю, к примеру, можно сделать двухметровый палантин из тонких ниток, а шерстяной — за три-четыре дня. Если делать обычную ткань без рисунка, работа идет быстрее, если орнамент, — процесс немного замедляется. Я делала полотенце с орнаментом, и только на рисунок у меня ушло около недели. А на белое полотно длинной в метр тридцать из тонкой хлопчатой нити, — дней пять.
— София, как считаешь,народное может быть модным?
— Народное и так в моде. Не в чистом виде, конечно, но в качестве реплики — точно, — уверена мастерица. — Вообще, интересно было бы развивать традицию в современности. Буду экспериментировать с орнаментами и различными техниками. А в перспективе — открыть свое дело.
Нитки из разных стран, и архангельское мастерство
Идей у Софии много, одна из них — выпустить коллекцию палантинов. Начало уже положено.
— Я как-то привезла из Норвегии около 12 мотков ниток, — с ними я сейчас и работаю. Буду делать один палантин из шерсти, а второй — из хлопка. Мне нравится эта идея, — делать палантины из ниток разных стран. Это и работа северного мастера, и в это же время — с зарубежным духом. В одном из палантинов, который я сделала из шерсти и конопляной нити, ходила сама: он очень уютный, мягкий на ощупь, при этом тонкий. Это было во время учебы, - мне безумно нравилось кутаться в этот палантин, который сделан моими руками на практике.
— Тебе всего 18, энергия, наверно, бьет ключом, а за станком нужно сидеть часами, не затекают ноги?
— Разве что спина может устать, но если вовлекаешься в работу, время летит быстро, и тело постоянно в движении. Возможно, неусидчивым людям было бы сложно этим заниматься. Мне хватает терпения аккуратно и долго перебирать один ряд, следить за тем, как появляется мое очередное изделие. Сам процесс и вдохновляет меня на работу. Каждому — свое.
Елена Ионайтис