Город интервью Больше зелени, меньше «деревяшек»: обсуждаем новый генплан с главным архитектором Архангельска

Больше зелени, меньше «деревяшек»: обсуждаем новый генплан с главным архитектором Архангельска

Осенью проект представят общественности. Сейчас его изучают в администрации города

Главный архитектор Архангельска Александра Юницына

Новый генеральный план Архангельска утвердят уже в этом году. Московская компания «Гипрогор», разработавшая проект, представила его архитекторам и застройщикам в конце апреля. Этот вариант генплана уже успели наградить эпитетами «честный» и «реальный». Из анонса городской администрации стало понятно, что «старинный и молодой», скорее всего, расти не будет из экономии бюджетных денег. Каким же видит проектировщик будущее Архангельска, которому в этом году исполняется 435 лет, рассказала корреспонденту 29.RU главный архитектор города Александра Юницына.

— Предыдущий генплан Архангельска, который приняли в 2009 году, называли «сказочным». В чем отличие от него нового генплана?

— Я бы не стала действующий генплан называть «сказочным». Он нацеливал город на массовую жилищную застройку зданиями повышенной этажности в восточной части города, в районе Майской Горки, за окружной дорогой. Но массовое строительство на этой территории потребует проведение значительных работ по инженерной подготовке территории: ликвидацию городской свалки, осушение болот, расторфовывание, рекультивацию большей части земель, строительства новых дорог, подведение новых инженерных коммуникаций. Учитывая современное состояние экономики города, отсутствие целевых средств, незаинтересованность строительных инвесторов, большие затраты на освоение новых площадок, в ближайшие 10–15 лет нереально освоить новую жилую территорию, намеченную предыдущим генпланом.

К предыдущему генплану были приняты решения, которые — я не скажу, что они были неверные, — были амбициозными. И были приняты, может быть, без учета мнения населения. Не потому что население не высказалось, а просто людей ничто не задело из решений генплана. Ведь для многих генплан — это что-то далекое. А у нас в Жаровихе, части Майской Горки, части Экономии — малоэтажная застройка и застройка индивидуальными домами. Прежний генплан предусматривал там многоэтажную многоквартирную застройку. Соответственно, люди не могли оформить свою недвижимость, потому что не предусмотрено использование земельных участков под индивидуальные жилые дома. Это конфликт. И мы пытались все конфликтные ситуации, которые возникают в городе по поводу застройки, новым генпланом и функциональным зонированием нивелировать.

На Урицкого напротив «Чайки» — заселенная территория. Старые деревянные дома застройщик расселил, теперь здесь возведет многоквартирный дом. И такая практика будет в Архангельске использоваться и дальше

— Проект генплана, который представили в конце апреля в администрации Архангельска, можно назвать промежуточным?

— Нет, это окончательный проект. Сейчас администрация Архангельска, градостроительный совет и совет застройщиков его рассматривают. Возможно, будут замечания проектировщику.

Этот проект разработан на основе технического задания на проектирование. В основном то, что представлено, отвечает тому заданию, которое мы подготовили, утвердили на уровне города и области, которое было в конкурсной документации. При подготовке мы разослали около 800 писем всем нашим организациям — маленьким и большим, всем промышленным предприятиям, чтобы они дали свои предложения, рассказали, как они будут развиваться, какая у них численность. В работе были использованы стратегические и программные документы федерального, регионального и муниципального уровней, картографические материалы, статистика, материалы интернет-ресурса.

Решение о разработке нового генплана приняли еще в 2016 году. К тому времени изменились экономическая ситуация, производственные отношения. Закрылся ряд предприятий. Появились новые цели и задачи по освоению Арктики. Изменилось отношение и к самим городским пространствам, их благоустройству. В 2017 году мы подготовили техническое задание. Задание разрабатывалось долго, потому что предусматривали новые тенденции в развитии. На перспективу город Архангельск формируется и развивается как многофункциональный столичный центр Архангельской области.

В новом генплане предусмотрено «очищение» улицы Урицкого от малоэтажного деревянного фонда

— В чем «честность» нового генплана?

— Сейчас мы сделали не амбициозный, но реальный проект. Как сказал один из проектировщиков, у нас честный генплан. Мы не рисовали новый город. Ведь генплан — это не просто красивая картинка. Это наша стратегия, как мы будем развиваться. Вы видите, что город растянут вдоль реки. Соответственно, много дорог. За ними надо ухаживать, ремонтировать, содержать, чистить. Те же самые водопровод и канализация у нас более 500 километров. За ними тоже нужен уход, содержание. На это тоже нужны деньги. А бюджет у нас ограничен. Он складывается из тех налогов, который город собирает. Напрашивается вывод: чем меньше и компактнее город, тем меньше мы тратим. Поэтому перед проектировщиком была поставлена задача: сохранить городскую границу, но в то же время изыскать резервы территории, где можно строить жилье. Расчет показал, что ликвидация ветшающего деревянного жилфонда, возведенного в 50–60-е годы, освободит городские территории для строительства почти шести миллионов квадратных метров жилья.

Генплан предусматривает эффективную застройку пустующих территорий. В первую очередь, северной части территории Маймаксанского округа, левобережной части города — Цигломенского и Исакогорского округов. Проект предполагает реновацию центральных районов — Октябрьского, Ломоносовского, Соломбальского округов, рациональное использование территорий утраченных и недействующих предприятий, портовых территорий, бывших воинских частей после их рекультивации. Также новый генплан предполагает увеличение зеленых насаждений для создания комфортной среды.

По Обводному каналу в районе ЖК «Изумруд» предусмотрена территория для строительства многоквартирных домов и детского сада

— Но в каком виде появятся эти зеленые насаждения? Это какие-то маленькие скверы?

— Конечно, в основном, это маленькие скверы площадью до двух гектаров. Мы же понимаем, что мы не сможем сделать здесь большие парки. Парк, по нормам, занимает 10 гектаров минимум.

Земля, которая у нас осталась после закрытия предприятий, — это, согласно генплану, территории так называемой реновации. В основном это территория ЦБК, ЛДК и самая интересная — это территория по Ленинградскому проспекту, «от моста до моста» — от железнодорожного до Краснофлотского. Сейчас эта территория — одна из наиболее ценных, где еще есть возможность сделать прогулочную набережную. Предполагается частично создать жилую застройку. Все эти территории сейчас находятся в частных руках.

— То есть с владельцем территории на Ленинградском проспекте будут вестись переговоры?

— Нет, мы просто даем предпосылки генпланом. У нас есть документ. Согласно ему эти территории могут развиваться. Мы открываем границы возможного для предпринимателей.

— И он сам делает выбор, как поступить с этими территориями?

— Да, у владельца будет выбор. Можно вести застройку в соответствии с градостроительной документацией — разработанным проектом планировки. Его согласуют во всех инстанциях, он пройдет общественные обсуждения. Каждый сможет высказаться: и профессиональное сообщество архитекторов, и застройщики, и жители города. После этого его утвердит глава города Игорь Годзиш.

В новом генплане, по словам главного архитектора города, отказались от амбиций: Архангельск расти не будет

— Что будет с деревянным жилфондом?

— Постепенное вымывание деревянного фонда из городской структуры. Он потихоньку будет исчезать. Но при этом планируется максимальное сохранение исторической ценной среды, восстановление и реконструкция объектов культурного наследия.

После сноса дома остается, как правило, небольшой участок. Так не получается, что мы всё в одном квартале снесли, у нас чистая территория. Остаются «кусочки». И в этом случае очень важно для городских властей собрать её, вовремя отдать под детский садик, под школу, под большой жилой дом, под сквер.

— Где в Архангельске есть такие примеры?

— У нас есть такие примеры в районе улицы Карла Либкнехта, по Обводному каналу и улице Романа Куликова. Там мы начинаем собирать территории под детские сады и жилые дома, которые завершат формирование фасадной части застройки. Администрацией поставлена четкая задача — строить детские сады там, где есть в них необходимость.

В центральной части города также формируются участки для размещения школ. Один из них расположен между зданием федерального суда и налоговой инспекцией. Запроектированы и намечены к строительству школы на 1600 мест в округе Майская горке, на 860 мест в округе Варавино-Фактории.

— Что будет с улицей Выучейского? Обещали, что после реконструкции она станет полноценной центральной улицей города.

— Для того, чтобы она развивалась как центральная улица, нужно расселить все деревянные дома. Но эти дома не признаны непригодными. Строительство возможно по адресной программе «Развитие застроенных территорий в муниципальном образовании «Город Архангельск». Учитывая, что это центральная часть города всегда востребована у покупателей квартир и, соответственно, у застройщиков, горожане в недалеком будущем увидят новые жилые дома по улице Выучейского. Уже завершено строительство жилого дома «2Ю» по улице Выучейского, 98 по программе поддержки обманутых дольщиков.

Улицу Выучейского, видимо, ждет такая же судьба, как и Урицкого: в генплане на месте «деревяшек» выделено место под многоэтажную застройку

— Предусмотрены ли новые транспортные развязки? Очень много споров было относительно строительства библиотеки САФУ — горожане с нетерпением ждали появлениям вместо нее развязки, но не случилось.

— А там проект уже разработан, согласован и получил положительное заключение государственной экспертизы. В районе библиотеки САФУ предусмотрена двухуровневая развязка на съезде с моста. И сама библиотека никому не помешала.

Генеральным планом заложены реконструкция и увеличение пропускной способности ключевых магистралей в периферийных районах города, продолжение строительства Московского проспекта в районе Майская Горка до улицы Ленина, строительство транспортных развязок в разных уровнях, в том числе обеспечивающих выход с северодвинского моста на окружное шоссе и центральные районы города, реконструкция северодвинского моста, строительство моста через реку Кузнечиху в районе Соломбалы, ориентированного в большей степени на грузовой транспорт и учитывающего современные технические характеристики европейских грузовых автомобилей, и выхода на Талажское шоссе со строительством эстакады через железнодорожные пути.

Схема транспортной инфраструктуры разработана в составе генерального плана. В старом генплане её не было.

— На островных территориях останутся только дачные поселки?

— Там рассматриваем малоэтажную и индивидуальную застройку. На островах нет производства. Но там есть инфраструктура: школа, детский сад, магазины. Мы снесем аварийные дома. Участки могут быть проданы на аукционе для строительства малоэтажных и индивидуальных домов или предоставлены льготным категориям граждан. Существующие инженерные сети можно будет использовать без глубокой реконструкции, не будет дополнительной транспортной нагрузки на дороги и мостовые переходы. Отсутствие бюджетного финансирования не позволяет нам реализовать мечты о строительстве канатной дороги на островные территории. Поэтому строим речной вокзал.

В Соломбалу из центра города, помимо существующего, предусмотрены три новых моста. Но будут ли они построены, покажет время

— Какие-то «мусорные» объекты предусмотрены в черте города?

— В городской черте — на островах — просто временное хранение мусора в течение 11 месяцев, потом должны его вывозить. Конечно, должна быть первичная переработка и сортировка. Ну, или хотя бы сортировка. Это предусмотрено на Кегострове, на Бревеннике и на Хабарке. Крупный полигон — это только тот, который существует с советских времен. Его, конечно, нужно закрывать и рекультивировать, но при условии строительства межмуниципального объекта-полигона.

— Когда новый генеральный план Архангельска вынесут на публичные слушания?

— Проведение общественных слушаний намечено на сентябрь–октябрь 2019 года. Генплан будет выставлен в общественном месте, где каждый может прийти и посмотреть, оставить свои замечания. Приедет проектировщик, он ответит на все вопросы. И после этого будет утверждение.

Нужно отметить, что генплан рассматривает не отдельные объекты или здания, а прежде всего функциональные зоны. Это совокупность структурных элементов города: районов, микрорайонов, кварталов, предназначенных для проживания, обслуживания, производства, отдыха. Для каждой зоны генеральный план определяет границы и функциональное назначение. Объекты будут указаны в правилах землепользования и застройки, где пропишут регламенты каждой зоны — какой там процент озеленения, какой процент застройки зоны, какая высота. Вот в проекте планировки это всё предусмотрено. Генплан — это стратегический документ, отвечающий на вопросы: «Куда будем двигаться? Как будем развиваться?», его принимают на 20 лет, в течение которых реализуют. Я всегда говорю: купили ткань — это генплан. Выбрали фасон — вот это правила землепользования и застройки, сплошное ограничение. А потом осталось найти портниху, чтобы она сшила. Еще за это круто заплатить. Но не факт, что получится то, что хотели. Процедура один к одному.

Элла Микушева
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления