После митинга 8 декабря многодетные семьи Северодвинска пригласили в областное собрание — поговорить с депутатами и руководством профильных министерств. Несколько раз у северодвинцев спросили, почему они сразу пошли митинговать, а не стучаться дальше в кабинеты чиновников. Главный вопрос, который беспокоит многодетных, — земельный. С 2011 года они могут бесплатно получить участок для строительства дома. В реальности это почти невозможно. Что делают в этой ситуации, родители и рассказали на встрече.
Просто «кусочек болота»
Первой взяла слово многодетная мать Наталья Голубцова. С мужем и шестью детьми она живет в двухкомнатной квартире. Северодвинка возглавляет местную организацию многодетных семей. Главный вопрос, который их беспокоит, — получение земельных участков. И не просто сам факт «подарка», но и наличие инфраструктуры — иначе как там строить?
— У нас в реестре на 1 января 2019 года состоит 1142 семьи, — говорит Наталья Голубцова. — Выдано у нас 225 участков, из них ни один полностью не обеспечен коммуникациями. У нашей администрации нет плана по дальнейшему обеспечению семей участками. Где в дальнейшем будут выдавать землю, проходят ли межевания или какие-то другие работы, мы не знаем. Те, кто получил участки, находятся в прострации. Что делать с ними, не все знают.
По словам многодетного отца и организатора недавнего митинга Владимира Абрамовского, в Министерстве строительства и архитектуры региона назвали такую цифру: построить коммуникации для 225 участков — это почти 2,5 миллиарда рублей. При этом Северодвинск не подавал заявку на инвестирование в обновление коммуникаций, хотя другие муниципалитеты это сделали. Некоторые семьи — из числа тех, кто получил землю — уже готовятся к строительству домов, подключают электричество. Правда, вопрос с дорогами там так и не решен. В большинстве случаев же нет ни дорог, ни коммуникаций — просто «кусочек болота», как выразилась одна из матерей. Многие семьи уже получили уведомления от налоговой инспекции — пора платить за имущество, которое получили от государства.
— Они должны заплатить налог за этот участок бесхозный. Кадастровая стоимость этих участок оценивается до 2,5 миллиона рублей — это достаточно большая сумма. От налога у нас освобождены физические лица, имеющие от трех и более несовершеннолетних детей, — то есть родители. А участки выдаются в общедолевое владение, и с каждой детской доли родителям надо платить налог. Если кадастровая стоимость высокая, то и налог высокий. И получается, что чем больше детей, тем больше налогов должны заплатить семья, — описывает ситуацию Наталья Голубцова.
Кто-то уже продает такие участки — но не за кадастровую стоимость в два с лишним миллиона, а за деньги, которые могут заплатить покупатели. Например, одна семья продала участок с кадастровой стоимостью 2 миллиона 600 тысяч рублей. Они заказали оценку стоимости жилья — эксперты назвали реальную цену в 351 тысячу рублей. За неё и продали. Кто-то находит покупателя, согласного отдать миллион рублей или полтора, но таких мало. Компромиссная цена, которая устраивает всех, — примерно 800 тысяч рублей.
— У этой семьи сейчас такая ситуация. Им пришел налог с продажи — 21 880 рублей на каждую долю. Опека проследила — три детские доли лежат на счетах. Мама с отцом развелись, а у нее есть своя доля наличными 70 тысяч рублей. И пришел налог с каждой доли — всего 88 тысяч, так как уже пошли пени.
«И вот она, имея наличными 70 тысяч, должна заплатить налог с продажи в 88 тысяч рублей»
— Откуда такой налог с продажи? А потому что он не с фактической, а с кадастровой стоимости, которая завышена. У участка нет ни коммуникаций, ни дорог, ничего. Ей сказали: «Сами и виноваты», — рассказывает Наталья.
В ответ замглавы Министерства имущественных отношений области Владимир Титаренко предложил северодвинцам проверить кадастровую стоимость участков для многодетных. Изменения утвердили недавно.
— Буквально три недели назад новая кадастровая стоимость ваших земельных участков была согласована в управлении Росреестра, на уровне субъекта она была также утверждена и начинает действовать с января 2020 года. Вся информация в открытом доступе. Общий анализ показывает, что в 90–95% случаев стоимость участка упала по отношению к той кадастровой стоимости, которая существовала ранее. Мы даже анализировали по земельным участкам именно многодетных семей. Порядка 400–600 тысяч в среднем будет стоить. Понятно, что это зависит от многих факторов, — объяснил Титаренко.
Ипотека для многодетных?
Также многодетных беспокоят и проблемы, которые, по сути, должны решаться и на федеральном уровне тоже. Например, ипотека. Даже имея первый взнос, не каждая семья сможет её получить. И тут не поможет компенсация за землю в 210 тысяч рублей, которую выплачивает администрация Северодвинска. Вот, к примеру, история Елены Одуваловой. Её семья сейчас живет в общежитии, одна комната в собственности, вторую снимают:
— Я живу на Яграх. У нас вторичка, двухкомнатная квартира — хрущевка, стоит от 2 миллионов 800 тысяч. Был маткапитал, деньги от продажи комнаты, где я жила с ребенком. То есть первоначальный взнос. И то банки отказывали. И даже вот эти 6%. А знаете почему? Потому что у меня муж один работает, я в отпуске по уходу, и у него слишком много иждивенцев. Поэтому вот эти 210 тысяч реально ничем не помогут — мне в крайнем случае.
Часть семей, по словам Елены, в земельном участке не нуждаются. А компенсации не хватает для того, чтобы оформить ипотеку. Многодетные семьи просят её увеличить хотя бы на несколько сотен тысяч рублей. В очереди на землю сейчас больше тысячи семейств.
— В масштабах области их гораздо больше — порядка 10 тысяч семей, — возразил депутат Сергей Эммануилов. — На уровне городских агломераций ситуация, конечно, проблематична. Мы это прекрасно понимаем. Я представлю интересы сельского округа — Пинежский, Лешуконский районы. В Лешуконье земельные участки предоставляются просто бесплатно многодетным семьям.
«Мы за свой счет строим!»
Те, кто не собирается добиваться и строить дом, все-таки могут решить жилищный вопрос самостоятельно. В этом уверена Елена Одувалова. Сейчас она занимается подготовкой к строительству ЖСК «Полярный» — это кооператив, в который вкладываются сами многодетные.
— Два года назад наша администрация, комитет по земельным отношениям озвучил такое предложение: в «старом городе» сносятся деревянные дома, освобождаются участки разного метража. И было предложено, что семьи образуют жилищно-строительный кооператив. Семьи сами за свой счет строят дом. Меня этот вопрос заинтересовал, так как моя семья в очереди на земельный участок — 870 какой-то номер.
И я понимаю, что такими темпами участка я не дождусь, у меня даже четвертый ребенок станет совершеннолетним.
— Поэтому я решила делать это самостоятельно. Я обращалась к многодетным семьям. Связывалась с застройщиками, которые работают в Северодвинске. Я была удивлена их ответом и сарказмом: «Вы, многодетные, что вы можете? А где вы будете брать деньги? И вообще, строительство этого дома нерентабельно». Сейчас наш ЖСК — второй по городу — уже признан налоговой, — говорит Елена.
Участвовать в строительстве пока готовы пять семей, зимой к ним присоединится шестая, когда приедет в Северодвинск. Еще трем семьям предложили поучаствовать. Уже разработан проект дома. Елена Одувалова нашла завод-производитель, где можно закупить стройматериалы. По подсчетам северодвинки, квадратный метр в ЖСК «Полярный» будет стоить от 25 тысяч рублей за метр. Для сравнения: северодвинские застройщики запрашивают от 45 тысяч и выше за квадрат.
— Сейчас большинство семей останавливает такой вопрос: чем поможет областная или городская администрация нам помимо выделения участков, — замечает Елена. — Согласитесь: выделять шесть соток земли, которой, в принципе, нет, и подводить коммуникации — это миллионы рублей. Либо выделить участок в черте города на две тысячи квадратных метров — от 6 до 12 семей — экономия какая опять же. Я задавала вопрос городской администрации: «А давайте старые коммуникации — дом-то снесен, а коммуникации есть — просто обновим». Наша теплосеть, «Энергосбыт» какие получают деньги, судя по тарифам. Даже вот эти 30% субсидии — настолько смешная сумма. Нас тысяча семей. Понимаете, эту очередь можно в течение года таким образом закрыть. Кто-то компенсацию возьмет, кто-то в ЖСК вступит, кто-то землю получит. Люди на все согласны, но нас никто не слышит. Мы просим выделить какую-то поддержку семьям, готовым строить в кооперативе. Либо обязать, чтобы коммуникации обновляли. Мы за свой счет строим!
В ответ многодетные родители услышали, что областные депутаты и чиновники постараются наладить контакт между людьми и администрацией Северодвинска. И посоветовали следить за региональным законодательством — несколько полезных поправок, касающихся многодетных, приняли на недавней сессии.