Каждый день мы проходим мимо жилых зданий, пользуемся водопроводом и даже не задумываемся, как выглядит непарадная часть дома и в каких условиях приходится работать людям, чтобы всё функционировало как надо. Корреспондент 29.RU отправился на экскурсию по подвалам домов Северодвинска, которые обслуживает управляющая компания ООО «РОС». Слесари, работающие в этой фирме, не могут добиться от руководства качественной рабочей одежды и хозяйственного мыла, чтобы умыться после работы в подвалах, кишащих плесенью и блохами, а инструменты покупают за свой счет — притом что зарплата ниже средней по региону.
«Дихлофосом попрыскался, робу всю стряхнул, одеваешься»
Заглянув в подвал дома, с большой вероятностью вы столкнетесь с блохами. Люди сами пускают их туда, подкармливая кошек и открывая доступ в подвал.
— Эти коты болеют здесь и дохнут по теплоцентрам, а потом блохи. Вот и вся цепочка. Им кажется, что они их жалеют, спасают, а на самом деле кошки в подвалах болеют. Есть такое заболевание, как калицивироз. А это ужасное заболевание. Если кот заболел им, то шанс вылечить — где-то 30%. Притом что это должна быть интенсивная терапия на уколах и так далее. Еще не помню, как называется болезнь: глаза загнивают, превращаются в бельмо, а потом вытекают и всё — кошка слепая. Им не место в подвале. Да, от холодов они здесь укрылись, но при этом заболели и в ужасных муках сдохли, — рассказывает монтажник СТСиО в ООО «РОС» Алексей Чередников.
К сожалению, в этих же подвалах кошки умирают — во время нашего визита на полу лежал еще свежий труп. Это создает благодатную почву не только для блох, но и для мух. И здесь проходят рабочие дни слесарей и монтажников.
— Летом там мухи летают огромные помойные, потому что пищевые отходы после засоров в почву впитались. Очистить подвал и убрать это невозможно. Тем более они не все бетоном залиты, в основном это грунт. Соответственно, все эти экскременты, все эти фекалии с этим грунтом впитываются. Засор мы почистили, как всё это уберешь? И вот эта каша, которая остается, она по неделе, две, она высыхает в такую корку и в этот период там мухи заводятся, — рассказывает монтажник СТСиО в ООО «РОС» Алексей Чередников. — Когда подвал водой залит, блохи дохнут, они плавать не умеют. Но когда просто влажно, сухо и жарко, там появляются блохи. Выходишь оттуда, нам уже стесняться нечего, люди до сих пор шарахаются, выходишь из подвала, у крыльца раздеваешься до трусов, дихлофосом попрыскался, робу всю стряхнул, одеваешься и идешь в мастерскую.
Ещё в подвалах процветает плесень. Например, такое случилось в доме № 104 по улице Ломоносова в Северодвинске. В один момент пол подвала покрылся пушистой черной плесенью — по всей видимости, мукор. Некоторые его виды могут вызывать мукормикоз у людей и животных. Плесень разрослась так обильно, что её приходится выгребать лопатой из подвала.
Гнилые трубы: риск сорвать их и ошпариться кипятком
По всей этой грязи и плесени приходится не только ходить, но порой и ползать. Коммуникации в старых подвалах не сделаны так, чтобы до них было удобно добираться. Слесарям и монтажникам приходится перелезать через и под трубами под зданием, рискуя сорвать их и ошпариться кипятком. При этом в руках приходится нести инструменты и запчасти.
— Это претензии к проектировке дома. Дело в том, что управляйка должна была бы озаботиться этим, подать заявку на перепроектирование. Сейчас это можно сделать в рамках фонда капитального ремонта, но никто не хочет, никому не надо — слесаря сползают, не развалятся, — рассказывает Алексей Чередников.
Причем некоторые трубы сорвать проще, чем кажется — со временем они почти полностью прогнили. Например, на розливе в том же доме на Ломоносова, 104 стоит столько чопиков и заплаток, что слесаря шутят — если их вытащить, то получится построить из чопиков дачу. Кстати, магазин аудиотехники в этом доме несколько раз затапливало, из-за чего руководству управляющей компании приходилось выкупать испорченную технику (которая теперь неизвестно, где находится).
К розливу на Ломоносова, 104 порой приходится привариваться несколько раз — труба настолько гнилая, что не всегда получается сделать это с первого раза. Почему же нельзя полностью поменять розлив?
Замена розливов или стояков канализации относится к капитальному ремонту, который делают по решению общего собрания собственников дома. Если управляющая компания сделает работы сама, то рискует остаться без оплаты за них. По словам Чередникова, жильцы Ломоносова, 104 собирались несколько раз, но так и не договорились на ремонт из-за дополнительных затрат на софинансирование, к которому не готовы собственники.
— Мы однажды на Морском, 12г поменяли розлив на полипропилен. Сделали качественно, быстро. Предприятие нам на это дало денег — на всю бригаду, 7 человек тогда было, 50 тысяч дали. Ну хоть что-то, потому что не наша обязанность была. Дальше эти деньги должны были списать с лицевого счета дома, а списать не смогли — управляйка осталась в проигрыше. Поэтому смысл брать на себя эти работы? У нас нет таких сил, бригада из 6 человек, а текущие заявки никто не отменял. Когда розливом заниматься? А по условиям, когда нанимают подрядчика на замену розлива, в договоре прописано, что люди не должны сидеть без воды дольше 8 часов в день. То есть каждый день, заменив кусок розлива, нужно соединиться со старым и дать им на ночь воду. А здесь не присоединиться, трубы гнилые. Тут надо разрабатывать проект параллельного розлива. Протащить новый, сделать врезки и разобрать старый. Но это дополнительные траты и никому это не надо, кроме жильцов, — рассказал Алексей Чередников.
Кстати, дом на Ломоносова, 104 обслуживает АО «Открытие», но работы выполняют сотрудники ООО «РОС».
— Обслуживание многоквартирного дома, находящегося под управлением АО «Открытие» осуществляется на основании договора на техническое обслуживание от 31 мая 2011 года. Штатное расписание работников ООО «РОС» сформировано с учетом всего объема обслуживаемых площадей, в том числе и по указанному выше договору, — пояснил директор ООО «РОС» Андрей Алексеев.
Слесари — безвредная профессия?
Монтажникам санитарно-технических систем в ООО «РОС» приходится заниматься тем, что по Единому тарифно-квалификационному справочнику должны заниматься слесари аварийно-ремонтных работ. То есть, например, устранять засоры в канализации.
— Представляешь, что такое засор, когда весь подвал в экскрементах, вся канализация с туалетов отовсюду течет, пищевые отходы, всё вперемешку. Мы сейчас эти засоры чистим в обычной робе и тут же тебе дают заявку на квартире, радиатор, например, течет. И я после этого говна в этой же робе иду на квартиру. Это ненормально, но люди этого просто не знают, что я 20 минут назад в канализации выкупался и зашел к ним в квартиру. Если бы они это знали, нас бы никто не впустил, — рассказывает монтажник СТСиО в ООО «РОС» Алексей Чередников.
При этом раньше монтажники СТСиО получали доплату за вредность и 6 дополнительных дней к отпуску. Но летом 2017 года им эти льготы сократили — организация «Аттестационный центр — безопасность труда» провела специальную оценку условий труда, не выявив той степени вредности, которая была раньше.
— В соответствии с ФЗ «О специальной оценке условий труда» решение о проведении в случае необходимости внеплановой специальной оценки условий труда принимается на основании полученных замечаний и возражений работников относительно результатов специальной оценки условий труда, представленных в письменном виде в соответствии с Законом. До настоящего времени соответствующих заявлений со стороны работников не поступало, — рассказал 29.RU директор ООО «РОС» Андрей Алексеев.
Вопрос, является ли вынужденное использование дихлофоса опасным, Алексеев проигнорировал.
Монтажникам — детское мыло и никакого душа
Блохи, вонь, работа с отходами человеческой жизнедеятельности — после такого хорошо бы принять душ. К сожалению, не получится — у монтажников не предусмотрена душевая кабина. Зато есть унитаз, который почему-то расположен в каморке чуть ли не на метровой высоте на вершине лестницы из двух ступеней. Директор ООО «РОС» Андрей Алексеев сообщил 29.RU, что «вопрос о душевой комнате находится в проработке».
Вместо хозяйственного мыла монтажникам выдают детское. Но им не пользуются — работники жалуются, что оно бесполезно, поэтому накопилась целая коробка: «Чисто-душисто-зеленый чай», «Фруктово-ягодное», «Детское с чистотелом» или «Детское с кремом».
— Я с 1993 года в этой профессии. Всегда нам выдавали хозяйственное мыло. И вдруг с приходом директора СМУП ЖКХ Андрея Боярчука нам объявили — вам хозяйственное мыло не положено. И выдают детское, с зайчиком с ушками, — рассказывает Чередников. — Приходишь с засора, все руки черные, воняют, раз 15 намылишь этим детским мылом, они всё равно черные, ничего не отмывается.
На вопрос, почему монтажникам не выдают хозяйственное мыло, директор ООО «РОС» Андрей Алексеев ответил, что «выдача работникам смывающих средств осуществляется в соответствии с двумя нормативными актами, которые регулируют постоянное количество мыла, выдаваемое при работах, связанных с легкосмываемыми загрязнениями».
Зато помещение монтажников оборудовано стиральной машиной. Но стиральный порошок, который выдают, не слишком хорош. Корреспонденту 29.RU предложили провести эксперимент — залить немного порошка водой в бутылке и взболтать. Порошок не растворился даже спустя несколько часов.
Инструменты: «Зубила, буры. Всё свое»
Монтажники жалуются, что приходится покупать инструменты за свой счет.
— Из инструментов, которые нам для работы на подвалах купили, — одна турбинка, один перфоратор. А к перфоратору что нужно? Зубила, буры. Всё свое, — рассказывает Алексей Чередников.
Монтажник показывает свои инструменты — ключи, самодельные ножовки, отвертки, пассатижи, ножницы, фонарики, паяльник. Общая стоимость — более 8000 рублей. Есть и инструменты, выданные предприятием, — небольшая 10-сантиметровая отвертка, а вторая отвертка, побольше, лопнула.
Одежду монтажники носят свою — кто что добудет.
— Не выдают нам робу уже два года. Раньше выдавали, но то, что выдавали, в ней почти никто не работал. Братан мой, бригадиром в той бригаде работает, кое-как подобрал себе этот костюм, штаны взял посвободнее, на 2 или 3 размера больше, потому что он пузатый. Дело в том, что в первый же день они пошли засор чистить. Там лежак надо переползать, он ногу задрал, и у него порвалось не по швам, а по ткани до самого колена. Это такую робу закупили. Как в этом работать? Нам уже два года ничего не закупают. Мы предлагали, что давайте мы будем покупать сами, сдавать чеки, а вы нам возвращать. Допустим, я купил костюм за 2000, а у вас заложено 1500 на меня, ну отдайте хоть эти полторы, мне не жалко эти 500 рублей. Нет, ни в какую, — рассказал Алексей Чередников.
Необходимые вещи приходится добывать даже на стройках.
— Чтобы старые трубы чугунные разбирать или труба подтекает, их надо чеканить. Мы ходим по стройкам, где угодно. Например, стройка была «Макси», отдавали бесплатно, я набрал обычной арматуры. И из этой арматуры мы себе сами делаем чеканки, чтобы трубы чугунные зачеканивать. Выбор невелик. Не сделаешь — нечем работать, — рассказал Алексей Чередников.
Монтажники недовольны и количеством поставляемых им перчаток. Зато удалось выпросить респираторы Jeta Safety — по одному на человека, — утверждает Чередников. Правда, эти респираторы одноразовые и предназначены для защиты от аэрозолей.
Директор ООО «РОС» утверждает, что с обеспечением монтажников проблем нет.
— Монтажники СТСиО обеспечены хлопчатобумажными рабочими костюмами (брюки, куртка), курткой зимней (ватной), зимними ботинками, демисезонными ботинками, резиновыми сапогами. В качестве смывающих средств работники обеспечены туалетным мылом. Рабочая одежда в достаточном количестве имеется на складе организации; закупка инструментов осуществляется по мере необходимости по заявкам мастеров. Вопросы удовлетворения конкретных пожеланий сотрудников решаются в индивидуальном порядке в соответствии с финансовыми возможностями и оценкой разумности предъявляемых пожеланий, — сообщил директор ООО «РОС» Андрей Алексеев.
Выплаты работникам
На участке, где работает Чередников, есть образцово-показательный дом — Арктическая, 5. По его словам, если требуется показать результаты деятельности какой-либо комиссии, то путь их лежит именно на Арктическую, 5. Там поменяли крышу, вентиля на стойках отопления, розлив, установили новые скамейки, сделали парковки, отремонтировали крыльца, отмостку, козырьки.
— Им первым поменяли здесь розлив холодной воды на полипропилен. Розлив меняли мы, а денег нам ни копейки не дали, хотя обещали. Прошло 7 лет с этого момента. Денег так и нет. Насколько мне известно, денег было взято с дома больше 430 тысяч рублей, а нам не дали. Когда мы стали возмущаться, нам сказали, что мы работали в рабочее время, — рассказал Алексей Чередников. — В марте 2020 года мы на этом доме полностью поменяли всю канализацию по подвалам, работа капремонта. Нам пообещали дать денег. Была озвучена цифра — 40 000 на бригаду. Прошло больше месяца — денег нет, и намекают, что даже не ждите. То есть нас опять хотят кинуть!
Также Алексей Чередников установил новые перила у подъездов на Карла Маркса, 55. По его словам, за это ему тоже не заплатили, сославшись на то, что он занимался этим в рабочее время, хотя деньги с дома списали за эти работы.
Вот что ответил директор ООО «РОС» на вопрос, почему бригаде несколько раз не платили за работы:
— Оплата труда работникам организации осуществляется в полном соответствии с закрываемыми табелями рабочего времени своевременно и в полном объеме, — ответил Андрей Алексеев.
Монтажник Алексей Чередников показал свой расчетный лист за февраль и декабрь — вышло 27–29 тысяч рублей. В декабре надбавка за вредность составила 157 рублей, в феврале — 48. В декабре была оплата за расширение зоны обслуживания — 300 рублей.
Безответственные жильцы смывают несмываемое
Часто монтажникам СТСиО приходится выполнять работу слесарей АВР и устранять засоры. Что только не достают: металлические губки для мытья посуды, протухшие консервированные огурцы, рыбу, половые тряпки, даже махровые полотенца. Из самых бытовых вещей — наполнитель кошачьих туалетов, который разбухает в воде, или содержимое пылесосов, которое спутывается и застревает в канализации.
— У нас есть дома, где живут хорошие, культурные люди, дай бог, если мы раз в год у них почистим засор. И то это случается, если заготовки всякие, листва, ботва, грибы чистят. А есть дома, где мы в неделю по 2–3 раза засоры устраняем, мы ходим и чистим один и тот же засор и каждый раз достаем эту всю фигню. И никак не применить к ним штрафные санкции, — рассказал Алексей Чередников.
Порой Алексей не выдерживает и, если в доме постоянные засоры по вине жильцов, он берет вещь, выуженную из канализации и вешает её на входной двери дома. Помогает не всегда — однажды его засняли на видео и об этом случае написали в СМИ.
У монтажников СТСиО считают время по нормативу, сколько они проводят на засорах, а затем, исходя из этого, дают дополнительные дни к отпуску и талоны на молоко.
Кто такой Алексеев?
В Северодвинске есть управляющая компания СМУП «ЖКХ», которая, в свою очередь, является учредителем нескольких других ООО, в том числе и ООО «РОС». О том, как сейчас идут дела в СМУП «ЖКХ» можете прочитать в нашем расследовании. А раньше фирмой управлял Леонид Поляков. Андрей Алексеев при нем был главным бухгалтером.
Впоследствии на Леонида Полякова заводят уголовное дело и сажают на 5 лет — он выводил с подконтрольных СМУП «ЖКХ» деньги через знакомых предпринимателей, заключая фиктивные договора на выполнение работ. Таким образом он похитил более 16 миллионов рублей.
Андрей Алексеев вместе с новым директором СМУП «ЖКХ» Вадимом Косторным в 2017 году проводил фиктивные собрания участников ООО «РОС» и других фирм, связанных со СМУП «ЖКХ». Они изменили устав таким образом, что учрежденные СМУП «ЖКХ» компании фактически переходили под управление частным лицам — Алексееву и родственникам Полякова.
На Алексеева и Косторного возбудили уголовные дела по ч.1 ст. 185.5 УК РФ — фальсификация решения общего собрания участников хозяйственного общества. Косторному также предъявили обвинения по ч.1 ст. 285 УК РФ — злоупотребление должностными полномочиями. Оба избежали уголовного наказания, отделавшись штрафами в 120 и 140 тысяч рублей соответственно.
Арбитражный суд отменил внесенные изменения в устав, после чего Алексеев безуспешно пытался это обжаловать.
Также Алексеев простил Полякову ущерб ООО «РОС» и ООО «94 квартал», разрешив ему не выплачивать 9,9 миллионов рублей этим компаниям. Более того, он предоставил заем Полякову за счет «РОС» и «94 квартал», чтобы тот сумел возместить ущерб остальным фирмам.
На вопросы, почему Полякову разрешили не компенсировать ущерб и вернул ли тот займ, Алексеев не ответил. А вот что ответили в администрации Северодвинска на вопрос, почему Алексеев продолжает возглавлять управляющую компанию:
— ООО «РОС» является частной управляющей организацией. Согласно пп. 3 п. 1 статьи 193 Жилищного кодекса, руководитель управляющей организации отвечает лицензионному требованию «отсутствие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления», — сказали в пресс-службе городской администрации.
ООО «РОС» учреждено северодвинским муниципальным унитарным предприятием «ЖКХ». 50% в «РОС» принадлежат Алексееву, 25% Полякову и еще 25% и право решающего голоса — СМУП «ЖКХ».
Мы будем следить за этой историей и через некоторое время вернемся к теме. Тоже хотите поделиться условиями труда? Тогда пишите нам во «ВКонтакте», Facebook, на почту 29@rugion.ru или в наш профиль в Instagram.