15 августа суббота
СЕЙЧАС +12°С

«Военно-колхозная стилистика»: как жители оценивают беседку Грина в Архангельске

Собрали мнения земляков, которые занимаются зодчеством, дизайном и знают историю города

Поделиться

Беседку в Петровском сквере возвели в 1889–1890 годах по инициативе губернатора Николая Голицына. В 1932 году её вместе с Домиком Петра перевезли в Москву. А это реплика

Беседку в Петровском сквере возвели в 1889–1890 годах по инициативе губернатора Николая Голицына. В 1932 году её вместе с Домиком Петра перевезли в Москву. А это реплика

Возведение беседки Грина — часть проекта благоустройства Петровского сквера. Беседка была изготовлена в Вельском районе в рамках муниципального контракта стоимостью 2 миллиона рублей с УФСИН России по Архангельской области. Реплику Голицынской беседки делали четыре месяца в Вельской исправительной колонии № 14. Чертежи копии знаменитой беседки подготовили, ориентируясь на сохранившиеся фотоснимки. Мы собрали несколько мнений о беседке от активных земляков, которые специализируются в зодчестве, дизайне и хорошо знают историю Архангельского Севера.

«Реконструирована именно по военно-колхозной стилистике рубежа 50–60-х годов»

Директор Северного морского музея Евгений Тенетов:

— Мое отношение к появлению в Архангельске реконструкции беседки Грина, или Голицынской беседки, двоякое. С одной стороны, я имею к ней, как мне кажется, непосредственное отношение, потому что, будучи одним из учредителей центра «Футурист» в 2014–2015 годах, мы выступили именно с инициативой реконструкции Петровского сквера. И как одной из точек места силы этого сквера должна была быть восстановленная беседка Грина. И в каком-то смысле я чувствую за это ответственность, потому что, если бы не было этого движения, не было бы этой инициативы, наверное, она бы сейчас не появилась. И у меня есть определенное количество претензий к тому, как организован получившийся в итоге Петровский сквер. К ландшафтному дизайну как минимум огромное количество претензий. Непонятно, почему он был реконструирован именно по военно-колхозной стилистике рубежа 50–60-х годов.

«С прокрашенными бетонными бордюрчиками, с дурацкими круглыми клумбами, как около какого-нибудь колхозного клуба или захудалого Дома офицеров»


Директор Северного морского музея Евгений Тенетов

— Но это, я так понимаю, не вопрос обсуждения. Беседка выполнена вроде один к одному, но то, как можно было реконструировать по фотографиям, мне кажется, она была более вытянута. Ну да бог с ним. Главная претензия у меня к ее техническому воплощению. Я хоть и не плотник, но мне, в общем, видно, что стыки сделаны плохо, прогрунтована она плохо, прокрашена плохо, некуда стекать воде, почему-то крыша покрашена в зеленый цвет, хотя невооруженным взглядом видно, что на всех домах вокруг сквера крыши темно-красные. Почему именно такая цветовая гамма выбрана? Цветные фотографии беседки ведь не сохранились, мы не знаем, в какие цвета она была раскрашена. Это такое негативное. А из позитивного... Сам факт того, что ее поставили на своем исконном месте и сам факт того, что, в принципе, проведено благоустройство (реконструкцией не назовешь) Петровского сквера. Это, скорее, хорошо, чем плохо. Но обидно то, что затрачены деньги, силы и огромное количество времени, и получилось не то чтобы нелепо, а, скорее, просто никак. Вот это «никак» оставляет какую-то оскомину в том смысле, что, раз получилось никак, значит, можно было сделать и хорошо. Но вот опять хорошо не получилось. Хотели как лучше, а получилось как всегда. По-моему, это для Архангельска довольно традиционная идиома.

Беседкой Грина ее стали называть потому, что именно здесь известный русский писатель-романтик Александр Грин любил проводить время, когда находился в архангельской ссылке в 1910–1912 годах. Беседка простояла здесь до 1932 года, после чего она была перевезена в Москву.

Принято считать, что в беседке русский писатель-романтик Александр Грин любил проводить время в 1910–1912 годах, когда отбывал здесь ссылку

Принято считать, что в беседке русский писатель-романтик Александр Грин любил проводить время в 1910–1912 годах, когда отбывал здесь ссылку

«Дёшево-сердито», но «впечатление приятное»

Мастер арт-фестиваля «Тайбола» Даниил Власов:

— Я так понимаю, сам проект мы не обсуждаем, а только качество исполнения. Когда я прочитал, что беседку строят заключенные, уже оценил историческую завязку в концепции производства этой беседки, так как эксплуатация труда людей, лишённых свободы, уже традиционна для этого региона. Такая концепция очень удачна и тем, что оправдывает формат исполнения типа «дёшево-сердито» и даже выглядит целесообразно. К тому же, то, что я увидел на месте, превзошло мои ожидания. Технологических грубых ошибок я не заметил, а мелкие недочеты дополняют стилистику концепции, отмеченной мной ранее, так же, как и выбор дешевых отделочных материалов. Мой осмотр объекта носил скоротечный характер, но оставил приятное впечатление.

Благоустройство Петровского сквера начали ещё в 2016 году. На первом этапе территорию очистили от мусора, убрали аварийные деревья и восстановили дорожки. В сентябре 2017 года при раскопках там&nbsp;<a href="https://29.ru/text/gorod/339577038716928.html" class="_">нашли</a>&nbsp;фундамент беседки Грина

Благоустройство Петровского сквера начали ещё в 2016 году. На первом этапе территорию очистили от мусора, убрали аварийные деревья и восстановили дорожки. В сентябре 2017 года при раскопках там нашли фундамент беседки Грина

«Создается впечатление чего-то искусственного, ненастоящего»

Редактор паблика «Архангельск: архитектура и градостроительство» Владислав Дреко:

— Беседку можно рассмотреть в двух планах: как идею и как её воплощение. Как идея мне беседка очень нравится. У нас в Архангельске, в принципе, беседок раз-два и обчёлся. Потому это очень оригинальный штрих городского пространства. В данном случае она интересно смотрится со стороны: интересно вписана в ландшафт, не конкурирует с памятником, играет с окружением на контрасте по материалу, ажурному виду и вообще по своему формату, по своей сути. Из неё самой открывается интересный вид: можно смотреть за людьми на набережной в очень разных её частях, смотреть на реку, рассматривать происходящее в самом сквере. Можно просто в ней быть. Как идея — здорово, интересно, замечательно.

С воплощением есть нюансы. Много было сказано о технической стороне объекта: отсутствие гидроизоляции, вопросы по кровле, топорный характер работ по дереву, отсутствие подходных путей, открытый «цоколь» и пр. На мой взгляд, было бы правильным сохранить и подчеркнуть фактуру древесины, а не закрывать её краской. Тогда беседка была бы более уютной и приятной, и со стороны смотрелась бы не столь выделяясь, не чрезмерно ярко и мультяшно.

«Особенно вкупе со скошенной травой сквера создаётся впечатление чего-то искусственного, ненастоящего, что меня сильно раздражает и удручает»

Редактор паблика «Архангельск: архитектура и градостроительство» Владислав Дреко

— Зачем вообще косить траву там, где это технологически не требуется? Это же не газон, а разнотравье, целая экосистема, где очень разные и красивые растения, в том числе цветущие. Зачем мне травка высотой 5 сантиметров? Для чего? Чтобы что? Растения в своём естественном росте — это же красиво! Мне нужно это буйство. И беседка бы в этой буйной зелени смотрелась бы мягче. Особенно по сравнению со строительным мусором вокруг, что мы видим сейчас.

Так беседку строили, рядом с ней теперь есть скамейки

Так беседку строили, рядом с ней теперь есть скамейки

«Самое странное — это высота первой ступени в беседку — "прыжок веры"»

Дизайнер северной одежды Анна Злотко:

— Я, конечно, очень радуюсь, когда в Архангельске появляется что-то новое. Да, мы не избалованы этим, но я не понимаю, как можно было так халявно сделать беседку и принять такую работу. Объясню, почему. Самая дешевая глянцевая краска, которая уже пошла местами пузырями. Через год она уже начнет облезать. Топорно сделанные элементы, грубые спилы, сколы, капли и подтеки краски, поверхности перед покраской не мылись, видно присутствие мусора и песка.

«Но самое странное — это высота первой ступени в беседку — "прыжок веры". Обидно»

Дизайнер северной одежды Анна Злотко

— Я считаю, что строительство деревянных арт-объектов, которые будут лицом города, следует доверять только профессионалам.

А что думаете вы? Вам нравится новая беседка Грина?

А что думаете вы? Вам нравится новая беседка Грина?

    оцените материал

    • ЛАЙК4
    • СМЕХ0
    • УДИВЛЕНИЕ3
    • ГНЕВ0
    • ПЕЧАЛЬ1

    Поделиться

    Поделиться

    Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

    У нас есть почтовая рассылка для самых важных новостей дня. Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить.

    Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!