Город Истории с надгробий летопись Истории с надгробий: как жил и что оставил после себя первый олигарх в Архангельске

Истории с надгробий: как жил и что оставил после себя первый олигарх в Архангельске

Вильгельм Брандт был успешным торговцем, спонсировал экспедиции на Новую Землю и боролся с холерой

Брандт родился в небогатой немецкой семье, плохо знал русский, но стал успешным торговцем и головой Архангельска. А еще построил это здание

Мы запускаем новый проект «Истории с надгробий», который обещаем выдавать по средам. Пусть вас не пугает это название, по факту это серия публикаций о громких для Севера именах и роли этих людей в развитии нашего региона. Один из главных наших источников — Вологодское кладбище, огромная картотека, которую мы изучили вместе с историками и краеведами. В этом выпуске мы расскажем, как в Архангельске жил и какими делами запомнился первый в городе олигарх — Вильгельм Брандт.

Сегодня надгробие миллионера — это стол для бездомных


В ближайших выпусках проекта «Истории с надгробий» вы узнаете, как архангелогородец стал курьером ядерных боеголовок на Кубу и как сотню лет назад в нашем городе расстреляли революционеров, а сегодня вместе с историком Василием Абрамовским и куратором проекта «Архангельский Некрополь» Алексеем Морозовым мы расскажем о первом в Архангельске олигархе Вильгельме Брандте.

Вильгельм Брандт — архангельский голова, купец I гильдии, нидерландский, ганноверский, датский и бременский консул в Архангельске. Родился в Гамбурге. В 1793 году приехал в Архангельск и служил в архангельской торговой фирме А. Беккера до 1798 года. В 1802 году вместе с отцом и купцом Родде основал торговый дом: в город ввозили колониальные товары и вывозили русские продукты. В 1809 году принял российское гражданство и был записан в купцы I гильдии. Основал в Архангельске довольно успешную торговую фирму «Вильгельм Брандт». Был одним из богатейших людей города. Ему принадлежало производство сахара, ряд лесопильных и деревообрабатывающих предприятий в Архангельской, Олонецкой, Петербургской и Костромской губерниях, две корабельные верфи и канатная фабрика. Обеспечил экспедицию на Новую Землю под руководством П. К. Пахтусова, но не дожил до ее отправления. Похоронен на Вологодском кладбище.

Среди проржавевших и облупившихся оградок времен Советского Союза стоит элегантное надгробие из очень дорогого мрамора — красного, очевидно, карельского. Кстати, примерно в те же времена из такого же мрамора изготовили киот для Крестного Онежского монастыря на Белом море.

Вот так сегодня выглядит могила богатейшего в былые времена жителя Архангельска с уникальной судьбой

Единственное, что «роднит» надгробие с окружающим хаосом и разрухой, — отколотый кусок лютеранского креста. Как рассказал нам Алексей Морозов, автор проекта «Архангельский Некрополь», эта могила стала излюбленным местом «побухивающих бездомных», которые, вероятно, открывали о край памятника бутылки.

По всей видимости, однажды им в руки попал действительно крепкий алкоголь...

Могила стала столом для выпивающих бродяг

Осуждать вандалов можно бесконечно, но стоит признать, что, по сравнению с остальным кладбищем, место тут действительно сухое, а сам памятник никак не огорожен. Единственные опознавательные знаки — надписи на иностранном языке, которые даже днем прочитать затруднительно.

Сразу видно, что это был зажиточный купец, а ведь родился Брандт в небогатой семье

Последнее пристанище первого архангельского олигарха Вильгельма Брандта превратилось в уличный бар для бездомных, которые и не подозревали, что их импровизированному столу почти 200 лет. Однако историк Василий Абрамовский подсказывает нам, что утверждать, что памятник поставлен именно в год смерти Брандта, не стоит. Скорее всего, это произошло позднее.

В 12 лет уже практиковался в коммерции

Вильгельм родился в Гамбурге, его родители были простыми людьми. Нельзя сказать, что они жили богато. Отец работал в страховой фирме и пристально следил за образованием сына. Настолько пристально, что в 12 лет парень знал два языка.

Однажды их дом посетил дальний родственник — Александр Беккер, который был именитым купцом на Севере России. Беккеры были известными и успешными на Севере торговцами. В 1792 году их товарооборот составлял пятую часть всей внешней торговли Архангельска. Сегодня в городе, кстати, есть пекарня, названная в честь этого предпринимателя.

Беккер заметил в Вильгельме способности к торговле и взял юношу в ученики. Он-то и отвез его в 1793 году в Архангельск, где пять лет Вильгельм практиковался в коммерции. В 17 лет Вильгельм возвратился в родной город Штадт, где через пару лет погиб его отец, оставив сыну часть наследства.

Его торговый оборот был как у всего Архангельского порта

Получив наследство, Вильгельм решил открыть собственный бизнес. Он вернулся в Архангельск и вместе с партнером Родде (зачинателем еще одной известной архангельской династии) основал фирму, специализирующуюся на комиссионной торговле, и называлась она «Брандт, Родде и Ко».

Бизнес рос, и Брандт перешел от ростовщичества к производству. В 1810 году он завершил строительство сахарного завода, здание которого сохранилось до наших дней. Он продавал сахар в разные уголки страны, вплоть до Сибири.

Сейчас в здании, где был сахарный завод, расположился Октябрьский суд. Это одно из лучших сохранившихся зданий Архангельска — промышленное, построенное в стиле классицизм.

Вильгельм сумел выстроить почти всю цепочку добычи, доставки, изготовления и торговли сахаром. Владея огромным флотом, состоявшим из 78 судов, возивших из Южной Америки сахарный тростник, предприниматель контролировал почти 100 процентов сладкого продукта в стране.

Так в лучшие для купца времена выглядел архангельский базар. Торговая площадь в 1813 году была самой крупной. Раньше улицы назывались иначе, но сегодня это Карла Либкнехта и Володарского: между ними и шла торговля

Параллельно Брандт приобретает крупный лесопильный и деревообрабатывающий завод, выходя на новый рынок.

Финансовое благополучие предпринимателя было настолько огромным, что в те времена его торговый оборот был сопоставим с суммой оборота всего Архангельского порта. В 1832 году суда принесли ему 9,5 миллиона. А весь Архангельский порт бюджету города — 11 миллионов.

Плохо знал русский, но стал головой Архангельска


Несмотря на то что до конца своей жизни Вильгельм Брандт плохо говорил по-русски, он тратил огромные деньги на благотворительность и полностью спонсировал ряд арктических экспедиций 30-х годов, в том числе знаменитую новоземельскую экспедицию Петра Пахтусова.

Не будь финансовой помощи необычного архангелогородца Брандта, не отправился бы известный русский мореплаватель и гидрограф Петр Пахтусов в важнейшее путешествие, которое длилось год, с 1832-го по 1833-й. Пахтусов и его команда на одномачтовом карбасе «Новая Земля» провели опись и картографирование Никольского Шара, описали более 130 верст побережья восточного берега Новой Земли до Савиной губы. За этот исследовательский вклад его наградили орденом Святой Анны III степени.

Брандт, увы, до путешествия, которое спонсировал, не дожил. Однако успел побывать головой города! На 51-м году жизни был назначен головой Архангельска, в должности которого проявил незаурядную энергию в борьбе с холерой.

На 54-м году жизни Вильгельм скончался, оставив после себя огромное состояние, десятерых сыновей от двух браков и красивое надгробие, ставшее столом для представителей архангельской пьющей «интеллигенции».

Скажите честно, вы знали историю жизни Вильгельма Брандта?

Да
Нет

В следующем выпуске проекта вы узнаете, как архангелогородец стал курьером ядерных боеголовок на Кубу. И это не менее интересная история прямиком из прошлого нашего города.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления