В Добролюбовке открылась выставка с необычным артом из Архангельской психиатрической больницы. Среди авторов — пациенты и сотрудники отделения медицинской реабилитации. Как объяснить странные художества? Мы обратились к врачам из поселка Талаги, которые рассказали, какие люди и какие истории стоят за этими загадочными образами.
Выставку «Калейдоскоп меняющегося мира» открыли ко Всемирному дню психического здоровья, нашим гидом стала куратор, врач психотерапевт Елена Тахтарова. Для нее это не просто цветные рисунки, за каждым — человеческая драма и преодоление. Через абстрактные геометрические композиции художники передали свое психологическое состояние. Как меняется их жизнь благодаря лечению, что беспокоит их и к чему они стремятся, — об этом, глядя на работы, можно только догадываться, но мы узнали чуть больше от самих психиатров.
Как объяснил врач психиатр-нарколог Анвар Файзулин, еще недавно авторы художеств употребляли психоактивные вещества и не видели перспектив в жизни. Однако они смогли изменить представление о себе, об окружающем мире и уложили свою историю в один рисунок. Художников вдохновили цитаты известных людей о переменах. Никто из них не занимался рисованием профессионально, многие перед этим экспериментов в последний раз держали кисть в руке, будучи ребенком.
Наркотики. Взлетная полоса
Автор отталкивался от фразы писателя Харуки Мураками: «Даже если ничего на самом деле не меняется, все равно — нельзя позволять себе так думать. Позволишь себе так думать — и уже никогда не сдвинешься с места». Художник — мужчина, который преодолел наркозависимость. В работе он двигался от темного к светлому — от страшного прошлого к новой жизни. Горизонт — это перспектива новой жизни, исцеление. А стрелка — это и взлетная полоса, и стартовая, и в то же время — маяк. Все это символы — пациент хочет измениться и ищет пути для этого.
Трезвость — качель с кубиками
Жизнь — это постоянное движение, только падение это или взлет? Автор этого рисунка пытался показать, как это сложно — сохранить равновесие. Художник — мужчина, ему около сорока лет. Он справился с алкогольной зависимостью, и теперь для него важно сохранить этот результат.
Монастырь, кодирование, Талаги
Как отмечают врачи, этот художник отличается стремлением к выздоровлению, ему хочется быстрого эффекта. Он старается системно и четко соблюдать все рекомендации по лечению. На данный момент автор работы уже выписан, точнее перешел на новый этап — амбулаторный. Этот человек прошел монастырь, гипноз, кодирование. Чуть не сошел с ума, как сам признался, и справился с заболеванием только в Талагах. Алкогольная зависимость — хроническое заболевание. И автор, который продолжительное время употреблял, теперь учится управлять своими внутренними порывами. Его цель — быть трезвым. И счастливым.
Как выглядит ремиссия
Перестав меняться, ты погибаешь, — так писал Ирвин Уэлш. И эти слова близки автору, который нарисовал эту картину. Это работа консультанта по зависимости. Это не пациент, а человек, который имеет опыт длительной ремиссии, — то есть это человек зависимый, принадлежит анонимному сообществу, но готов делиться своим опытом, чтобы помочь другим.
Вспышка света после домашнего насилия
Автор этой работы — девушка с алкогольной зависимостью. Она изобразила вспышку света как надежду на светлое будущее. Долгое время она жила с деспотичным мужем, который избивал ее, но она не могла уйти от него. Пыталась сохранить отношения, верила, что справится, но в итоге стала пить, уходя от болезненных переживаний. В определенный момент она осознала, что так больше быть не может, и пришла в отделение медицинской реабилитации. Сейчас она выписана, и тоже продолжает амбулаторное лечение.
Жертва чужих установок — это в прошлом
Художнице около 50 лет, в отделение ее привезли дочки. Для всех знакомых, коллег и родни она была социально-благополучной женщиной. Хорошая жена, мать и бабушка. Никто не знал, что уже много лет, несмотря на свои достижения, она чувствует себя нереализованной в жизни. Зависимость от алкоголя она тщательно маскировала, и семья ее прикрывала. В диалоге психиатры поняли, что для пациентки важна картинка благополучия, — то, какой видит ее общество. И стараясь над фасадом, она не всегда могла навести порядок внутри. В процессе психотерапии оказалось, что история тянется из детства — с той поры и до седин она жертва чужих установок, как надо. Работая над рисунком, она тоже проявляла неуверенность и хотела, чтобы было правильно.
— Мы объяснили ей, что как правильно, решать только ей самой, — комментирует куратор выставки, психиатр Елена Тахатарова. — В итоге пациентка нашла поддержку в отделении, и поправляется, как сама говорит, без таблеток и уколов.
В анонимных отзывах некоторые авторы пишут, что достигли дна, но благодаря психиатрической помощи смогли выбраться. И рисунками они резюмировали свой опыт на пути к новой жизни. Как отметил на выставке художник Евгений Зимириев, каждая работа отличается своим характером, за каждой — свой путь, полный трудностей и надежд. Каждая работа — это отношение к миру и себе.
— Творчество всегда имело терапевтический эффект, художник освобождается от того, что гложет, когда отставляет переживания на листе. Так поступал Пикассо, так творили другие великие художники. У меня самого были такие периоды, когда сложно было дотянуть до утра. Если эту энергию направляешь в творчество, проблемы уходят.
Елена Ионайтис