В редакцию 29.RU обратился читатель. Его мать живет в деревне Левополосская Устьянского района. Ей 85 лет, и у нее проблемы со зрением. В период самоизоляции пожилых местный фельдшер направила ее на прием в районный центр, а после пенсионерка поехала и на операцию в Архангельск, после чего, как сообщает сын, заболела, — и симптомы схожи с ковидом. Мы спросили в Министерстве здравоохранения Архангельской области, насколько это грамотно и безопасно — при условии самоизоляции для стариков — направлять их на плановые операции в областной центр, перед чем нужно объехать немало медучреждений.
Вопрос этот мы озвучили на брифинге по коронавиурсу с участием власти и профильных ведомств региона. Мы расширили вопрос, — чтобы разобраться не только в ситуации с бабушкой из Устьянского района, о которой еще расскажем подробнее, — но и получить понимание для всех северян, по какому принципу назначают операции для пожилых в офтальмологической клинике в период самоизоляции и как в глубинке должны работать фельдшеры с возрастными пациентами в период пандемии.
Читатель 29.RU, сообщил, что его 85-летняя мама сейчас находится в инфекционном отделении — с 20 ноября. Врачи определяют состояние как средней тяжести и сообщили, что поражено не менее 40% легких. При этом, как сообщил нам читатель, местный фельдшер показаний к тесту не увидела, сын отвез мать в Бестужево, где и взяли тест, результаты которого они ждут.
На вопрос в ходе брифинга отвечала Татьяна Русинова, заместитель министра здравоохранения Архангельской области:
— Указ о самоизоляции для людей, которые старше 65 лет, имеет исключения. Там определены такие случаи. Среди них буквально на первом месте стоит обращение за медицинской помощью либо оказание медицинской помощи. Поэтому оказание медпомощи в период самоизоляции в учреждениях здравоохранения для лиц старше 65 лет возможно. И это оговорено Указом губернатора. Что касается плановой медицинской помощи, с конца марта до августа действовали ограничения — максимальный перенос сроков, за исключением тех ситуаций, когда откладывание медпомощи может сказаться на состоянии здоровья человека. С августа плановая медицинская помощь возобновлялась, но с октября — в связи с тем, что эпидемиологическая ситуация ухудшилась — и в настоящее время руководителям медучреждений в соответствии с решением оперативного штаба по коронавирусу, а также распорядительной документацией Минздрава дано право вводить временные ограничения на те или иные направления плановой медицинской помощи. В настоящее время врач принимает решение, проводить или нет операцию. То, что женщину направили на операцию, не противоречит нормативным документам, которые есть.
Что касается обследования перед плановым оперативным лечением, то в соответствии с приказом Минздрава России, как говорит Татьяна Русинова, они должны проводиться в обязательном порядке: в течение семи дней до плановой госпитализации должен быть взят тест на коронавирус.
— А уже при поступлении в медицинскую организацию для планового лечения (и не только по офтальмологическому профилю) должны быть проведены термометрия, пульсоксиметрия (определение степени насыщенности крови кислородом. — Прим. ред.), осмотр терапевта. При наличии показаний может быть проведено повторное обследование, в том числе с использованием экспресс-тестов. Поэтому направили правомерно. Наверно, как я полагаю, операция в описанной ситуации была безотлагательной. И ее нельзя было отложить на более поздние сроки, чтобы не усугубить состояние здоровья. Но если говорить про получение инфекции в медицинских организациях, да, такое может быть, и зависит от того, выполняет организация функции скорой помощи или плановую помощь. Если пациенты поступают для скорой помощи, не обследованные, то среди них могут оказаться и те, у кого на какой-то день появляется клиника. А поступить они могли в инкубационный период, в котором симптомов не было. Архангельская клиническая офтальмологическая больница тоже принимает пациентов по экстренным показаниям, и в этом отношении не является безопасной и местом, где нет риска заразиться новой коронавирусной инфекцией. Так же, собственно, как и в других больницах. Так же, как и вне больниц, в жизни. Поэтому надо всегда взвешивать плюсы и минусы, риски. Если есть возможность отложить плановое оперативное лечение, оказание плановой медпомощи, то лучше его отложить.
Как говорит Татьяна Русинова, гораздо больше в Минздрав области поступает обратных претензий, когда люди требуют оказать им плановую медпомощь, которую они ждали, но ее из-за коронавируса переносят. Такие вопросы были и из Котласа, когда там как раз был пик заболеваемости, и приостановили оказание плановой медицинской помощи.
UPD: После публикации материала стало известно, что тест у 85-летней жительницы Устьянского района, — положительный.
Мы еще расскажем подробнее историю 85-летней жительницы Устьянского района, которая так обрадовалась плановой операции, что ни уговоры сына, ни новости про коронавирус не смогли ее убедить не ездить в областной центр.