Болеть никто не любит, и дело не только в плохом самочувствии. При недомогании приходится искать силы и терпение, чтобы записаться к врачу, не запутаться в кабинетах и корпусах, дождаться приема в огромной и нервной очереди, не поссориться с пациентами, которым надо «только спросить». В этом материале мы расскажем, чем недовольны северяне — о чем они активно пишут в Сети, когда приходится получить медпомощь, а качество ее не устраивает. Они поделились мнениями о том, легко ли попасть к специалисту, и что на пути к этому больше всего раздражает.
«К поликлинике в три ночи — занимать очередь»
Чтобы записаться к специалисту, есть аж три способа:
запись в регистратуре;
запись по телефону;
запись через интернет (сайт «Госуслуги» или «Здрав 29»).
Однако в реальности всё гораздо сложнее. Потуги начать лечение и даже закрыть больничный — это, как правило, нагнетающее ожидание, изнуряющая череда дозвонов, обновление сайтов, которые часто просто не работают. А когда ты уже записан — пытка очередями.
— Я хотела закрыть больничный в первой городской, думала всё быстро получится, — говорит архангелогородка. — Пришла утром в регистратуру. Прием врача еще даже не начался, а мне достался уже последний талон! Да это просто везение! Но приди я на 20 минут позже утром в поликлинику, меня бы просто развернули — нет талонов. То есть люди, видимо, занимали с раннего утра очередь еще на улице. И в итоге она складывается из двух потоков: одним назначено по времени, другие пришли утром в регистратуру, как я. И это жуткий стресс — постоянно уже потом у кабинета доказывать, что ты не жулик. Что никого не обманываешь. И каждому, кто приходит к назначенному времени, доказывать что-то. Я думаю, это проблема системы, где пациентам никто ничего не объясняет. «На, дед, на 14:30 талон. Иди». Дед приходит и в грудь бьет, что ему прямо сейчас зайти надо. А там еще те не заходили, кому на 11:00 назначено! А очередь один через два вроде. Один утренний, двое — по записи. В итоге кому-то плохо, пропускаешь вперед. Происходит просто хаос.
«То есть надо закрыть больничный, ты здорова, но с убитым после болезни иммунитетом. Ждать долго, рядом все чихают и кашляют. Так можно вечно болеть»
Или вот пример из жизни Татьяны Петровой из Новодвинска, еще в начале лета она записалась к терапевту через лист ожидания на сайте «Здрав29»:
— Специально записалась заранее. Указала время — два с половиной месяца. Через две недели эти два с половиной месяца закончатся, а талончика так и нет. Знаю, что такая запись гарантии не дает, но раз за это время ни разу не появился свободный талончик, то и в поликлинику идти не стоит. Сейчас хочу попробовать в три часа ночи приехать к поликлинике и уже занять очередь. Другого варианта не вижу. У знакомой муж с пяти утра стоял в этой очереди за талонами. И то, уже был далеко не первый!
Этой весной Татьяна пыталась записаться по телефону, но ничего не вышло:
— Звонишь, спрашиваешь, есть ли талоны. Отвечают: «Да есть, приходите и записывайтесь». Говорю, что я же на работе, можно по телефону? «Нет! Вы должны сами подойти или попросите кого-нибудь». Кого я могу попросить? Своих знакомых, которые тоже работают? А когда пришла после работы, талончики уже закончились.
«Желание одно — скорее забрать рецепты и уйти из этого ада»
О проблеме с записью говорит и другая жительница Новодвинска — Светлана Головко:
— Чтобы попасть на прием к врачу, надо прийти в поликлинику к трем — четырем часам утра, чтобы записаться. Как в таких условиях можно элементарно соблюдать какую-то дистанцию? О такой ситуации в больнице давно уже и пишут, и говорят, а в ответ: «временно» и «потерпите». А хоть кто-нибудь сказал бы, сколько терпеть? Скоро мне нужно будет выписывать рецепты, и как это сделать без нервов, я не представляю. Придется вызывать врача на дом, чтобы выписать ингаляторы и инсулин. И всех мучает один вопрос, а кто виноват в таком бардаке в больнице в нашем городе? Мне жалко людей, приходящих за медпомощью, а получающих еще больший стресс. А еще мне жалко врачей, работающих в такой стрессовой ситуации. В итоге все страдают.
По словам Светланы, запись по телефону тоже не выдерживает никакой критики:
— Сама с этим столкнулась в июле. На одно и то же время были талоны у 2–3 человек одновременно. Был талон на 10:45, а начало приема в 11:00. Когда зашла в кабинет, давление было 170, но желание испытывала одно — скорее забрать рецепты и уйти из этого ада. Записывалась по телефону на субботу.
А вот еще одно мнение, уже из области:
— Нам скажут, не выстоять у регистратуры — так записывайтесь через «Здрав29»? Но ведь с этим сайтом постоянно какие-то чудеса происходят. Мое лично мнение такое: два убогих сайта, на которые никогда не приходится рассчитывать, а если получилось что-то, то это просто подарок судьбы — «Госуслуги» (по одной только вакцинации я направила там не одну жалобу) и «Здрав29». Мы поняли, что там надо просто дежурить, например, талоны выкладывают в определенный день и порой в одно время, и ты просто ставишь себе напоминание, в этот день на панике с компьютера пытаешься его отхватить, и они в первый же день уходят. Ставки на спорт какие-то!!! И это я с компьютером еще дружу. А те, кто постарше, в возрасте? Издевательство какое-то.
«Здрав29» напоминает мне игру, где все бегают вокруг стульев, и кто-то бегал-бегал, а в итоге сел на пол без ничего»
«Ни записаться, ни карточку свою найти, полный бардак!»
То, что в Новодвинской центральной больнице творится бардак, пишут многие пользователи интернета. Искать недовольных не приходится. Рейтинг Новодвинской центральной городской больницы в «Яндексе» — всего две звезды.
Пока одни ждут талонов к узкопрофильным врачам, для других — даже к терапевту попасть непросто. Вот, к примеру, что пишет пациентка:
«Дозвониться и записаться просто невозможно! Наверное, из-за ковида»
Интернет-пользователи советуют новодвинцам ехать за медицинской помощью в Архангельск, однако в столице Поморья обозленных на ситуацию не меньше.
— Я уже длительное время не могу попасть к невропатологу и кардиологу! — рассказывает Татьяна Данилова. — Я стою у них на учете, потому-что у меня был инсульт, и теперь инвалидность. В регистратуре первой городской поликлиники это знают и всё равно отправляют через терапевта.
Чтобы записаться к терапевту, пожилая женщина должна с утра прийти в больницу, которая находится довольно далеко от ее дома, и отстоять очередь.
— У меня проблемы со сном, и рано утром я не могу, потому что я засыпаю. А по телефону дозвониться и записаться просто невозможно! Раньше можно было позвонить хоть в обед и записаться на следующий день, а теперь такой возможности нет. Наверное, из-за ковида…
По мнению Татьяны, направление больных, состоящих на учете у определенных специалистов, к терапевту — это серьезная ошибка в экосистеме больницы.
— Я записываюсь к терапевту каждые полгода на протяжении двадцати лет только за тем, чтобы он направил меня к неврологу или кардиологу.
«Из-за этого человек, который действительно нуждается в консультации врача, остается без помощи, а я вынуждена охотится за талоном»
— Да еще и очереди длиннее становятся. Почему нельзя сделать систему как у гастроэнтеролога? У него есть лист ожидания, в который тебя записывают, а потом звонят и говорят, когда прийти.
«Я не выдержала и ушла. Тяжело сидеть в больнице весь день»
Так, без помощи осталась Любовь Завойкина. У пожилой женщины проблемы сердцем, но недавно ей стало еще и больно дышать. Она вызвала скорую.
— В семь утра приехали, отвезли в первую городскую больницу. Мне плохо было, я и зарядку от телефона забыла, и зубы… позавтракать не успела. По больнице потом долго возили на коляске между кабинетами. Потом отвезли на какую-то процедуру в Соломбалу. Выписали что-то и отпустили. А я там тысячу лет не бывала. На улицу вышла и заплутала, как в лесу прямо. Стала людей спрашивать, как до города добраться, они на остановку и вывели!
Через несколько дней Любовь снова почувствовала боль и вызвала домой врача. Он дал направление в стационар. В больнице ее снова осмотрели, дали справку и отправили домой. В кабинете у врача женщина растерялась и не поняла, что ей делать дальше. В надежде на помощь она пошла к терапевту, но отстоять бесконечную очередь так и не смогла.
— Я долго сидела в очереди. Было ужасно много народу. Всё фойе было заполнено людьми. Кто-то сидел, кто-то стоял, кто-то заходил и уходил. Принимали так: сначала проходят двое с талонами, затем один из живой очереди. Я не выдержала и ушла. Тяжело сидеть в больнице весь день.
«Голодные игры»
Выходит, что система записи просто не рассчитана на огромный пласт людей, которым действительно нужна помощь. Получить талоны могут только самые шустрые, а остальным приходится ждать месяцами и уповать на волю случая. Страдают не только пациенты, но и врачи — огромные очереди и витающая в коридорах больниц атмосфера «голодных игр» действует угнетающе и на них. Вот только говорить об этом они боятся: «А вдруг уволят с работы?».
Министерство здравоохранения, в свою очередь, ссылается на кадровый дефицит, причины очевидные:
эпидемиологическая ситуация (COVID-19);
отпуска врачей;
обучение врачей (повышение квалификации).
Иногда местный Минздрав напрямую отвечает пациентам, которые сообщают о проблемах в интернете. Вот каким был ответ ведомства на одну из таких жалоб, который объясняет, почему сейчас так непросто. И пациентам. И врачам.
— К сожалению, сейчас проблема кадрового дефицита, нехватки врачей, стоит особенно остро, на то существуют различные причины, тут и эпидемиологическая ситуация по заболеваемости новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) в Архангельской области и в России в целом, так как в настоящее время большие силы и средства задействованы для проведения вакцинации населения, лечения пациентов, спасения людей, есть сотрудники, которые находятся в отпуске, поскольку все мы люди, и им тоже необходим отдых. Врачи, в т. ч. узкие специалисты, регулярно повышают свою квалификацию, совершенствуются, проходят необходимое обучение. Согласно территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее — ТПГГ), медицинская помощь пациентам может быть оказана в экстренной, неотложной и плановой формах. При наличии неотложных показаний диагностические исследования и консультации врачами проводятся в день обращения, по экстренным показаниям — незамедлительно, при этом ТПГГ допускается очередность на проведение плановых консультаций врачами-специалистами. Записаться на плановые исследования или консультацию можно при обращении в регистратуру лично или по телефону, с помощью онлайн-регистратуры на сайте gosuslugi.ru или информационно-сенсорного терминала. В силу возникновения уважительных причин, появления форс-мажорных обстоятельств могут происходить изменения в графике приема. Резюмируя вышеизложенное, констатируем, что никто из северян без медицинской помощи не останется.
Переоценить влияние пандемии на российскую систему здравоохранения действительно сложно, вот только проблема с записями на прием и бесконечными очередями к специалистам, кажется, существовала еще задолго до COVID-19.
Довольны ли системой записи на прием Вы?