С наступлением пандемии северяне стали чаще сталкиваться с ментальными проблемами. Об этом рассказала заместитель главного врача Архангельской психиатрической больницы Эльвира Конопленко. Мы спросили у нее, на что именно жалуются наши земляки. Проверьте, нет ли у вас и ваших близких этих симптомов. И помните, что обратиться к психиатру — это не стыдно. Во времена ковида помощь может понадобиться любому из нас.
— Уже в первую волну ковида мы заметили прирост пациентов с жалобами, характерными для тревожно-депрессивных расстройств. Неизвестность и нагнетание ситуации с пандемией в СМИ пугали людей. Поэтому у тех, у кого была предрасположенность к подобным расстройствам, мы заметили обострение.
Во время первой и второй волны мы чаще наблюдали подавленное настроение, тревогу, жалобы на нарушения сна, на бесконтрольные навязчивые мысли или действия, страх за свое здоровье. А сейчас, когда многие уже переболели и у них пошли последствия ковида, мы в первую очередь наблюдаем астенический симптомокомплекс: слабость, истощение, эмоциональную неустойчивость — это может быть слезливость, а может быть, наоборот, легко возникающее раздражение. Иногда люди замечают, что их близкие стали будто бы хуже к ним относиться, и обижаются. Но стоит задуматься — такая перемена может быть проявлением постковидного синдрома.
Тревожно-депрессивные состояния у северян тоже никуда не ушли. Но если вначале мы отмечали такие расстройства у пациентов, которые и раньше сталкивались с психическими проблемами, то сейчас всё чаще с жалобами обращаются совершенно здоровые, стрессоустойчивые люди, которые никогда и подумать не могли, что им потребуется помощь психиатра. Это встречается именно у переболевших ковидом.
Такие последствия не зависят от того, насколько тяжело вы перенесли коронавирус. К нам обращаются и те, кто болел в легкой форме, и кто болел тяжело, и мужчины, и женщины.
Если отойти от темы коронавируса, то в целом в мире сейчас набирают обороты непсихотические расстройства. Это расстройства, которые не достигают уровня психоза. Сюда входят тревожность, депрессивные расстройства. Наш регион здесь не отличается. В первичной заболеваемости таких пациентов у нас 70%. В общей заболеваемости — больше 50%. Часто с такими расстройствами люди обращаются не к психиатрам, а в обычные поликлиники, к врачам общей практики или неврологам. К слову, в Архангельске в рамках русско-норвежского проекта врачи общей практики специально повышали квалификацию, как раз чтобы иметь возможность помочь таким пациентам. При необходимости терапевты могут получить дистанционную консультацию психиатра, чтобы вместе разобрать жалобу пациента.
Важно вовремя понять, что вам или члену вашей семьи нужна помощь. Чаще это замечает не сам человек, а его близкие. Нужно обратить внимание на изменения в настроении и поведении. Допустим, человек всегда был доброжелательный и веселый, и вдруг он постоянно стал пребывать в плохом настроении, утратил интерес и способность получать удовольствие от многих занятий, которые нравились прежде. Если это продолжается 3—4 недели, то это повод обратиться к специалисту. Обязательно нужно обращать внимание, если человек говорит о суициде. Многие считают, что люди говорят такие вещи для провокации или шантажа, но человек может и просто поделиться чувствами в поиске поддержки.
Самое главное — не бояться и не стесняться обратиться к психиатру. Особенно тем, у кого есть наследственная предрасположенность к расстройствам. Чем раньше мы выявим проблему, тем будет лучше прогноз заболевания и жизнь пациента
А вы сталкивались с психическими расстройствами?