Межгосударственный авиационный комитет опубликовал отчёт об авиакатастрофе вертолёта Ми-26Т на аэродроме Пижма в НАО 28 ноября 2018 года. Эксперты восстановили картину аварии и пришли к выводу, что она произошла из-за ошибок экипажа. При заходе на посадку пилоты ориентировались на приборы, разглядеть площадку они не смогли из-за плохой погоды. Вертолёт упал, погиб командир-инструктор воздушного судна.
Ми-26Т, принадлежащий компании «ЮТэйр-Вертолетные услуги», разбился 28 ноября в 15:42 недалеко от вахтового посёлка Харьягинский. На борту было шесть членов экипажа. Погиб командир-инструктор воздушного судна, она находился в кресле второго пилота. Травмы получили командир воздушного судна, бортинженер и два бортоператора. Вертолёт доставил 17 тонн стройматериалов в район насосной станции «Наульская» и возвращался на площадку Пижма, откуда вылетел в 07:30 28 ноября.
В 11:35 Ми-26Т поднялся в небо. В расследовании МАК говорится, что экипажу сообщили о неблагоприятных метеоусловиях в районе посадочной площадки Пижма. Но командир-инструктор решил продолжить полёт и не заходить на запасной аэродром. При посадке пилоты Ми-26Т потеряли контроль над вертикальной скоростью снижения. Они отвлеклись на то, чтобы разглядеть площадку. Рейс проходил в условиях полярной ночи, ориентировались по приборам. Эксперты считают, что вертолёт мог попасть в режим вихревого кольца на малой высоте. Выбраться из него не было шансов.
— Авиационное происшествие явилось следствием непринятия экипажем своевременного решения об уходе на запасной аэродром при ухудшении метеоусловий на посадочной площадке до значений ниже установленных для полета по Правилам визуальных полетов, — резюмируют эксперты МАК в своём отчёте.
Лопасти повредили кабину вертолёта. Командир-инструктор воздушного судна получил травму головы, несовместимую с жизнью. После падения экипаж выбрался из вертолёта и вынес тело погибшего. Примерно через пять минут на место катастрофы прибыли представители авиакомпании. Они перевезли лётчиков на вертолётную площадку, по телефону доложили диспетчеру о ЧП и вызвали скорую помощь. Пострадавших отвезли в медучреждение поселка Харьягинского, откуда вертолётом доставили в больницу Нарьян-Мара. Медики не обнаружили следов алкоголя и наркотиков в крови лётчиков.
В расследовании МАК приводятся несколько факторов, которые могли спровоцировать катастрофу. Это неудовлетворительное взаимодействие членов экипажа «по контролю за выдерживанием режима полета», заход на посадку на высотах и скоростях ниже тех, что установлены в руководстве по эксплуатации вертолёта. Лётчикам, возможно, не хватило профессионализма, чтобы справиться с ситуацией. МАК указывает также на то, что работа экипажа на «оперативной точке» полноценно не контролировалась, а система управления безопасностью полётов в АО «ЮТэйр — Вертолетные услуги» имеет недостатки.
Погибшему командиру-инструктору было 62 года. Он окончил Кременчугское летное училище в 1976 году и Киевский институт инженеров гражданской авиации в 1989 году. Его общий налёт составлял 12 598 часов, за штурвалом Ми-26Т он провёл 5636 часов. По информации агентства НАО24, погибший лётчик жил в Архангельске. Пострадавшие члены экипажа — это жители Кирова, Краснодара, Тюмени, Красноярска и Сургута. Расследование уголовного дела продолжается.
Также Межгосударственный авиационный комитет до сих пор расследует происшествие с участием пассажирского самолёта Ан-2, принадлежащего 2-му Архангельскому авиаотряду. Воздушное судно совершило жёсткую посадку в 50 километрах от Архангельска 8 ноября 2018 года.