Организаторов детской порностудии в Архангельске приговорили к тюремным срокам в сентябре. Вместе с ними осудили и несколько родителей, которые, как установило следствие, знали о происходящем, получали за съемки детей деньги. Их дети, которые уже выросли, пытаются доказать, что родители ни о чем не догадывались. Психолог Ольга Бобрецова во время следствия, помогала наладить контакт с детьми, которые от этой преступной схемы пострадали. Таковых было 11 человек. В рубрике «Личное мнение» Ольга Бобрецова рассуждает, почему дети соглашались в этом участвовать, как в такой ситуации вести себя взрослым и зачем нужна помощь специалистов.
Как это могло произойти?
Настолько массовое дело было в Архангельске впервые. До этого психологи тоже привлекались к делам о таких съёмках с детьми, но это были единичные случаи.
Особенности детской психологии в том, что дети всё-таки зависимы от взрослых. Особенно это заметно в нашей культуре, когда мы все время учим детей слушаться, не перечить взрослым.
«Этим нарушаются границы, поэтому я часто говорю на консультациях, что послушными детей не надо воспитывать»
Кроме родителей им могут повстречаться другие взрослые. Неизвестно, как они этим послушанием воспользуются. При этом у детей ведь нет своего жизненного опыта.
Что еще могло повлиять? Дети попадали туда в основном в доподростковом возрасте, когда нормы психосексуального развития находятся в латентной стадии. Вопросы сексуальности детей не интересуют: они и друг другу-то ещё бесполые друзья.
Как это может сказаться на дальнейшей жизни ребёнка?
Мы в данном случае имеем дело не столько с преступлениями против половой неприкосновенности, сколько с коммерческой сексуальной эксплуатацией. Дети за съемки получали деньги, из-за чего последствия могут быть более тяжкие. Ребенок позиционируется как добытчик — он считает, что может зарабатывать своим телом. При этом нарушаются его границы в вопросе интимности. Даже если прямого контакта не было, границы всё равно разрушены.
«Самое главное — растоптана ценность детства»
У нас считается, что детство находится под защитой государства, дети нуждаются в защите, но тут произошло такое разрушение личных границ, что страдают очень трепетные личностные структуры.
Последствия могут быть самыми разными: от избегания сексуальных контактов до наоборот склонности к беспорядочным половым связям.
Что делать родителям?
Надо понимать, что дети в этой жизни ни за что ещё не отвечают. Когда взрослые люди, мужчина и женщина, решают, что они заведут ребенка, ответственность за него ложится на них.
Сексуальная революция в России не произошла: секс-просвещения в школах нет, эта тема табуирована. Ни родители, ни педагоги часто не знают, как о подобных вещах вообще говорить. Тут взрослые должны задумываться, что вопросы границ, интимной сферы, сексуального просвещения нужно с детьми обсуждать, объяснять им.
Если ребенок открылся, сказал, что какие-то действия против него были совершены, то родителям, в первую очередь, надо суметь сохранить спокойствие. Дети обманывают нас по крайней мере по двум причинам: они боятся наказания и боятся нас (родителей) расстроить. Поэтому в подобной ситуации с ребёнком надо говорить, не осуждающе или запрещающе. Если ребёнок занимается этим, и родитель узнал об этом, нужно понять мотивы: для чего ребёнок это делает. Особенно если это уже подросток, сказав ему просто «Нет, так нельзя делать», можно натолкнуться на его протест.
Узнав о таком, родителям все же нужно обратиться в правоохранительные органы. Если родитель принимает меры, то для ребенка это лучшая реабилитация. Если родитель растерян, не знает, что ему делать, можно обратиться к психологу. Он окажет поддержку и направит.
Изначально также важен вопрос воспитания. Родителям нужно помочь ребенку сформировать интимность: к семи годам он должен сам уметь принимать душ, переодевается самостоятельно. У ребенка должно быть чёткое понимание, что его тело принадлежит только ему, никто другой не может им распоряжаться.
Ещё один момент — информационная безопасность. Сейчас практические мейнстрим — отправлять через интернет фотографии интимного содержания. Недавно была история: мужчина за два предложения в переписке раскрутил девчонку и получил такую её фотографию. Прежде чем заводить ребенку аккаунт, покупать ему гаджет с выходом в интернет, нужно оговорить правила пользования всем этим.
Можно ли справиться без помощи специалистов?
С такими травмами самим себе не помочь. Тут требуется реабилитация, причем длительная. Нельзя уповать на то, что всё забудется. Наша психика так устроена, что человек ничего не забывает. Травматичная информация не может держаться постоянно в актуальности, но каким-то образом она перерабатывается и всплывает в неожиданные моменты: могут быть психосоматические заболевания, тревожные сны, нарушения пищевого поведения. Последствия здесь непредсказуемы вообще — вплоть до употребления запрещенных веществ и алкоголя.
Согласны с автором?