На днях многих россиян ужаснула история, произошедшая в Оренбурге. Девушку-участкового терапевта Елену Федорову жестоко убили в подъезде дома, куда она пришла на вызов к пациенту. По следам этой истории кардиолог Ольга Голубева вспоминает, как сама в конце 1980-х начинала карьеру: пять лет она работала участковым врачом и навидалась всякого во время вызовов — часто было откровенно страшно. В рубрике «Личное мнение» она честно рассказывает о том опыте.
2 августа 2022 года в Оренбурге от ножевых ранений скончалась 25-летняя участковый терапевт Елена Федорова.
На нее напали, когда она шла на вызов к пациенту. Потомственный врач по призванию, душа коллектива.
Когда я начинала свой врачебный путь, первые пять лет после вуза тоже работала участковым врачом, а во время летних отпусков коллег, как сейчас, оставалась одна на трех участках.
Ходила в грязные квартиры к старушкам, у которых были пьяные агрессивные родственники, пропивающие их пенсию. Газетку подстилала на стульчик, чтобы сесть у постели.
К лежачим по 15 лет после инсульта больным в пролежнях. Они надоели своим родным, и были вопросы — сколько это еще будет длиться?
К наркоманам, которые трясли с меня рецепты на определенные препараты и отбирали мою врачебную печать.
На 8-й этаж пешком, так как не работает лифт, к «умирающим» от лихорадки, у которых температура 37 уже три дня, заложен нос и потливость.
К погибающей 40-летней женщине с раковым асцитом, у которой был живот как на 9-м месяце беременности.
«Вместе с хирургом на дому выпускали ведро жидкости из брюшной полости, а через месяц живот снова был как огромный арбуз»
Соседи ждали, когда она родит, а она ушла из жизни, оставив дочку-подростка и мужа.
К пациенту, положившему на меня глаз, который к моему визиту накрывал в те дефицитные годы поляну изобилия из икры, шампанского и сервелата и ждал в неглиже в постели, якобы тяжело болея.
К чудесным семьям, где меня встречали как родную дочку: кормили супом, поили чаем и совали яблоко в карман или банку домашнего варенья.
Визит на дом до приема, толпа в поликлинике и снова заглянуть после приема, чтобы узнать, как там дела у самых тяжелых? А когда ляжет спать своя семья, всё записать в амбулаторные карты, потому что завтра такой же поток.
— Вот у тебя работа — целый день в беленьком халатике улыбаешься, — говорил мне один знакомый.
— Да, улыбаюсь… Вам.
Или говорили: «Что-то вы сегодня, Ольга Борисовна, плохо улыбаетесь…». А я тоже человек.
Я вижу, как выгорают на работе врачи — мои коллеги лечатся у меня. Как пашут хирурги, анестезиологи, а пациенты потом сводят их труд на нет своим образом жизни. Ведь получили бесплатно. Вначале нужно менять мышление пациентов, потом делать плановые операции.
Гиппократ делал все, чтобы не болели люди: он занимался профилактикой, больниц тогда не было. Я тоже делаю все возможное, чтобы вы были здоровы. Возьмите и применяйте.
«Если вы будете здоровы, врачи не будут перегружены проблемами болезней. Мы вместе с вами будем решать вопросы здоровья»
И тогда не нужно врачу будет бегать на бесконечные вызова, рискуя жизнью.
Светлая память Елене Фёдоровой. Наверное, она очень нужна ангелам на небесах
Согласны с автором?